Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,420

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2019 № 1 Психологические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2019.69.40.015
УДК: 159.923
ББК: 88.3:88.50
Б. А. Артеменко ORCID
Доцент, кандидат биологических наук, заведующий кафедрой теории, методики и менеджмента дошкольного образования, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Л. А. Нижегородова ORCID
Старший преподаватель кафедры педагогики и психологии, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Н. Е. Пермякова ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории, методики и менеджмента дошкольного образования, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ВЛИЯНИЕ КАЧЕСТВА СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖЕНЩИНЫ–ПЕДАГОГА
Аннотация

Введение. В статье представлены оригинальные результаты исследо-вания женщин-педагогов на предмет зависимости их отношений с супру-гами и профессиональной деятельности. Установлена прямая зависимость

 

между проблемами, возникающими в профессиональной сфере и неудовлетворенностью в целом супружескими отношениями в семьях женщин–педагогов. Цель статьи — выявить влияние качества супружеских отношений на эффективность профессиональной деятельности женщин–педагогов.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие 162 женщины-педагога — слушатели курсов повышения квалификации. В процессе выполнения настоящего исследования был проведен анализ научной литературы, посвященной проблеме влияния качества супружеских отношений на эффективность профессиональной деятельности женщин-педагогов, а также использовались диагностические методики: тест «Работа с эмоциями», «Определение степени зависимости от работы», а также статистическая обработка данных.

Результаты. В ходе исследования выявлено, что, несмотря на то, что большая часть респондентов, по их собственном мнению, в разной степени получают поддержку со стороны мужа (74 %) и их мужья проявляют нежность по отношению к ним, а 40,7 % респондентов при любых обстоятельствах считают своего мужа «хорошим другом». Установлено, что одним из главных мотивом вступления в брак является любовь, хотя неотъемлемой ее частью является потребность в интимно-эмоциональном общении, что подразумевает доверие своего эмоционально-душевного состояния своему супругу. В то же время определено, что часть педагогов не испытывают поддержку со стороны мужа. Вариант «никог-да» показывает полное отсутствие поддержки и помощи, а 5,6 % из общего количества респондентов не могут назвать своего супруга «хорошим другом».

Результаты теста «Определение степени зависимости от работы» показали, что 38,9 % педагогов демонстрируют наличие проблем на работе, требующих серьезного рассмотрения или находятся в группе риска.

Обсуждение. Представленный сравнительный анализ результатов диагностик позволяет констатировать, что 72 % респондентов для сохранения брака необходимо пересмотреть свои отношения с супругами, от их

 

благополучия в семейной жизни напрямую зависит качество профессиональной деятельности.

Заключение. Делается вывод о том, что успешность профессиональной деятельности женщины-педагога зависит от того, насколько будут благополучными они в супружеских отношениях.

Ключевые слова

брак, семья, супружеские отношения, проблемы супружеских отношений, профессиональная деятельность, качество профессиональной деятельности, эмоции

Основные положения

– проведена оценка уровня сформированности представлений женщин-педагогов об отношении супругов к их личности;

– выявлена степень зависимости женщин-педагогов от профессиональной деятельности;

– установлена зависимость между качеством супружеских отношений и удовлетворенностью женщин-педагогов профессиональной деятельностью.

Цитировать публикацию

Артеменко, Б. А.  ВЛИЯНИЕ КАЧЕСТВА СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖЕНЩИНЫ–ПЕДАГОГА [Текст] / Б. А. Артеменко, Л. А. Нижегородова, Н. Е. Пермякова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2019. — №  1. — С. №1. - 2019. С. 239-254. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.69.40.015.

Библиографический список

1. Елизаров А. Н. Психологическое консультирование семьи. М. : «Ось-89», 2005. – 400 с.

2. Гозман Л. Я. Процессы межличностного восприятия в семье / Межличностное восприятие в группе. М. : Изд-во МГУ, 1981. С. 210–232.

3. Гозман Л. Я., Алешина Ю. Е. Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы // Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология. 1985. № 4. С. 10–20.

 

4. Соловьев Н. Я. Брак и семья сегодня. Вильнюс : Минтис, 1977. – 226 с.

5. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. СПб. : Питер, 2008. – 656 с.

6. Bodenmann G. (1995) Von Stress in Partnerschaften: Der Einfluss von Belastun-gen auf die Qualitдt und Stabilitдt von Paarbeziehungen. Bern, Verl. Hans Huber. 126 p.

7. Алексеева В. Г. Семья как фактор стабилизации кадров // Социологические исследования. 1983. № 2. С. 111–119.

8. Hertz R. (1986) More equal than others: Women and men in dual-career marriage. Berkeley, Univ. California Press. 220 p.

9. Perrez M. (1995) Wie kann «Familienstress» definiert werden? Gauch P. u. a. (Hrsg.) Familie und Recht. Fribourg, Univ. Verl. 519–528.

10. Sekaran U. (1986) Dual-career families. San Francisco, CA, Jossey-Bass Publ. 140 p.

11. Spitze G. (1988) Women’s employment and family relations. A review. J. Marriage and Family. 50, 595–618.

12. Нижегородова Л. А. Анализ психологических детерминант удовлетворенности браком у женщин-учителей // Вестник Тверского гос. ун-та. 2015. №4. С. 8–16.

13. Нижегородова Л. А. Анализ психологического здоровья семьи женщины–педагога : материалы IX Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов «Экологическая безопасность, здоровье и образование». Челябинск : ЗАО «Цицеро», 2016. С. 203–209.

14. Нижегородова Л. А. Оздоровление семейных отношений у женщин-учителей как способ преодоления личностных деформаций // Научное обеспечение сис-темы повышения квалификации кадров. 2011. №1. С. 59–63.

15. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969. – 146 с.

16. Павлов И. С. Психотерапия в практике. М. : ПЕРСЭ, 2012. – 608 с.

17. Erickson R. J., Ritter C. (2001) Emotional labor, burnout, and inauthenticity: Does gender matter? Social Psychology Quarterly, 64, 146–164.

18. Erickson R. J., Wharton A. S. (1997) Inauthenticity and depression: Assessing the consequences of interactive service work. Work and Occupations, 24, 188–213.

19. Bradshaw J. (1988) Bradshaw on the Family: A Revolutionary Way of Self Discovery. Health Communications. 180 p.