Вестник
Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682
Импакт-фактор РИНЦ: 0.236

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 1-2018 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2018.01.18
УДК: 744(07):378
ББК: 30.11я7:74.480.26
К.С. Халикова ORCID
соискатель кафедры социальной педагогики и социальной работы, Омский государственный педагогический университет, преподаватель Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого (филиал в г. Серпухове Московской области) (г. Серпухов, Российская Федерация)
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Инженерная графика: актуальные требования к организации образовательного процесса вуза
Аннотация

Введение. В статье характеризуется роль и значение инженерной графики в профессиональной деятельности современного военного инженера. Целью статьи является определение требований к обучению инженерной графике курсантов военно-технического вуза на основе роли и значения инженерной графики в профессиональной деятельности военного инженера.

Материалы и методы. Основным методом исследования является анализ современной научной литературы по проблемам профессиональной подготовки военного инженера, нормативных и руководящих документов, определяющих содержание его профессиональной деятельности. Для систематизации выводов и обобщений использована классификация результатов анализа по уровням постановки проблемы. Практический результат получен с использованием методов прогнозирования.

Результаты. Значение инженерной графики оценено на общекультурном, фундаментальном и прикладном уровнях организации военно-профессиональной деятельности. В соответствие роли и значению инженерной графики в профессиональной деятельности военного инженера определены требования к организации образовательного процесса военного вуза.

Обсуждение. Авторское заключение является аргументированным мнением в диалоге о снижении значения инженерной графики в образовательном процессе военного вуза и необходимости ее замены на компьютерную графику.

Заключение. Учет представленных требований в образовательном процессе позволяет разрабатывать дидактические основы модернизации процесса обучения курсантов военно-технического вуза в современных условиях.

Ключевые слова

ВОЕННЫЙ ИНЖЕНЕР, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА, ФАКТОР, РОЛЬ, ЗНАЧЕНИЕ, ТРЕБОВАНИЕ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ

Основные положения
– Общекультурное значение инженерной графики в профессиональной деятельности военного инженера определяет необходимость выхода за временные и пространственные рамки основной образовательной программы, организации обучения инженерной графике в пространстве непрерывного профессионального образования будущего офицера, контакта с носителями, образцами, нормами и эталонами технической культуры общества и Вооруженных Сил Российской Федерации.
– Фундаментальная роль инженерной графики требует: пересмотра дидактических основ обучения будущих военных инженеров, устранения образовательных дефицитов в области графической грамотности, характерных для «вчерашних школьников», использования воспитательных потенциалов дисциплины.
– Прикладное значение инженерной графики в профессиональной деятельности военного инженера определяет необходимость: интеграции с дисциплинами профессионального блока, усиления профессионального контекста, сочетания графических и математических, символьно-кодовых методов работы с информацией, интеграции с процессами обучения курсантов компьютерной графике и компьютерному моделированию.
Цитировать публикацию

Халикова , К.С.  Инженерная графика: актуальные требования к организации образовательного процесса вуза [Текст] / К.С. Халикова , // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  1-2018. — С. 175–187. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.01.18.

Библиографический список
1. Письменский, А.Г. История военно-инженерного образования сухопутных войск России [Текст] / А.Г. Письменский. – М.: Изд-во Современного гуманитарного ун-та, 2012. – 485 с.
2. Негодаев, И.А. Философия техники [Текст] / И.А. Негодаев. – Ростов н/Д: Центр ДГТУ, 1997. – 562 с.
3. Бенин, В.Л. Культурологический подход как сущность методологии гуманистической педагогики [Текст] / В.Л. Бенин // Человек в мире культуры. – 2015. – Т. 3. – С. 85–94.
4. Бондаревская, Е.В. Философско-концептуальные основы системной модернизации педагогического образования [Текст] / Е.В. Бондаревская // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2014. – № 9 (94). – С. 19–26.
5. Борисенков, В.П. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования [Текст]: монография / В.П. Борисенков, О.В. Гукаленко, А.Я. Данилюк. – М.: Педагогика, 2012. – 464 с.
6. Гайсина, Г.И. Проблема воспитания личности как субъекта межкультурных отношений с позиций культурологического подхода [Текст] / Г.И. Гайсина, К.К. Шалгынбаева // Педагогический журнал Башкортостана. – 2015. – № 3. – С. 15–20.
7. Крылова, Н.Б. Культурология образования [Текст] / Н.Б. Крылова. – М.: Нар. образование, 2000. – 272 с.
8. Брыкова, Л.В. Формирование графической культуры студентов технического вуза в процессе профессиональной подготовки [Текст]: моноргафия / Л.В. Брыкова. – Губкин: Ассистент плюс, 2015. – 200 с.
9. Булатова, И.С. Активизация творческого мышления при изучении графических дисциплин [Текст]: монография / И.С. Булатова, В.И. Вялков, В.Ю. Ельцова. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2011. – 139 с.
10. Лагунова, М.В. Графическая культура инженера [Текст]: (Основы теории): монография / М.В. Лагунова. – Н. Новгород: Изд-во ВГИПА, 2001. – 251 с.
11. Чугунова, И.В. и др. Формирование графической культуры обучающихся методом интерактивного диалога [Текст]: монография [текст] / И.В. Чугунова, А.А. Темербекова. Г.А. Байгонакова. – Горно-Алтайск: Горно-Алтайский государственный университет, 2012. – 194 с.
12. Арешин, Д.Н. Педагогическая система развития учебного потенциала курсантов при изучении дисциплин профессионального блока [Текст] / Д.Н. Арешин, А.Ю. Асриев // Научно-информационный журнал Армия и общество. – 2013. – № 3 (35). – С. 39–44.
13.  Пушкарев, Ю.В. Философия непрерывного образования в контексте развития глобальной культуры [Электронный ресурс] / Ю.В. Пушкарев, Е.А. Пушкарева // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2016. – № 3. – С. 60–67. – Режим доступа: http://vestnik.nspu.ru/article/1840. – [Дата обращения: 08.02.2018]. DOI: 10.15293/2226-3365.1603.06
14. Баляева, С.А. Теоретические основы построения учебной дисциплины в высшей школе [Текст]: монография / С.А. Баляева. – М.: Прометей, 1997. – 128 с.
15. Казанцев, С.Я. Дидактические основы фундаментализации обучения в системе высшего образова­ния [Текст]: монография / С.Я. Казанцев. – Казань: Изд-во Казанского университета, 2014. – 138 с.
16. Читалин, Н.А. Научно-педагогические основания естественнонаучной и профессиональной подготовки: опыт, анализ, перспективы [Текст] / Н.А. Читалин, А.Р. Камалеева, С.Ю. Грузкова // Казанский педагогический журнал. – 2016. – № 5(118). – С. 38–44
17. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2016. – 288 с.
18. Выготский, Л.С. Полное собрание сочинений [Текст]: в 16 т. Т. 1 / Л.С. Выготский. – СПб.: Левъ, 2015. – 752 с.
19. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения [Текст]: Т. 1 / А.Н. Леонтьев. – М.: Книга по требованию, 2012. – 414 с.
20. Бермус, А.Г. К новой парадигме управления инновационными процессами в образовании [текст] / А.Г. Бермус // Непрерывное образование: XXI век. – 2016. – № 1 (13). – С. 2–13.
21. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования [Электронный ресурс] / И.А. Зимняя // Интернет-журнал «Эйдос». – 2006. – 5 мая. – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm. –[Дата обращения 22.06.2017].
22. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской // Интернет журнал «Эйдос». – 2002. – 23 апреля. – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm. – [Дата обращения 22.06.2017].
23. Abildabekova, D., Karymsakov, U., Maubekova, A., Iisova, A. (2014), Electronic textbook «Engineering graphics» as a training material contributing to the implementation of all aspects of the student’s educational activity. Eastern European scientific journal. Dusseldorf: Auris – Kommunikations und Verlagsgesellschaft mbH. 6, 220–222. DOI: 10.12851/EESJ201412C05ART02
24. Шихов, Ю.А. О возможных направлениях фундаментализации высшего технического образования [Электронный ресурс] / Ю.А. Шихов, О.Ф. Шихарева // Евразийский союз ученых. – 2015. – № 7-4 (16). – С. 154–156. – Режим доступа: http://euroasia-science.ru/pedagogicheskie-nauki/o-vozmozhnyx-napravleniyax-fundamentalizacii-vysshego-texnicheskogo-obrazovaniya/. – [Дата обращения 24.06.2017].