Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В статье рассматривается проблема подготовки будущего учителя к профилактике насилия в образовательной организации и роль социально-профилактической компетентности в этом процессе. Приводится статистика распространения случаев насилия в школе, актуализирующая необходимость решения стоящей проблемы. Цель статьи – предъявить результаты формирования социально-профилактической компетентности у будущего учителя как способа снижения уровня распространенности насилия в образовательных организациях на основе его профилактики.
Материалы и методы. Методологической основой формирования социально-профилактической компетентности является сочетание трех подходов – системного, деятельностного и компетентностно-антропологического. В ходе исследования были использованы методы анализа научной литературы и нормативных документов, посвященных теме подготовки будущего учителя и формирования профессиональных компетенций; осуществлена интерпретация статистических данных по распространению насилия в образовательных организациях; применены методы педагогического моделирования, наблюдения и диагностики полученных результатов, а также методы обобщения и распространения опыта в реальном образовательном процессе подготовки будущих учителей.
Результаты. К теоретическим результатам можно отнести разработку понятийного аппарата исследования и введение нового понятия «подготовка будущего учителя к профилактике насилия в образовательной организации», формулирование еще одного вида профессиональной компетентности, формируемой у будущего учителя, – социально-профилактической, проработки ее структуры и содержательного наполнения. Практическим результатом является один из способов решения проблемы подготовки будущего учителя к профилактике насилия в образовательной организации, разработанные и апробированные учебные и методические продукты, использованные для формирования социально-профилактической компетентности у будущего учителя.
Обсуждение. На основании проведенного исследования делаются выводы о том, что социально-профилактическая компетентность будущего учителя является средством осуществления профилактики насилия в образовательной организации. Акцентируется внимание на обсуждении результатов исследования в педагогическом сообществе, экспертном подтверждении актуальности и реализуемости предложенных подходов к решению заявленной проблемы.
Заключение. Констатируется высокая актуальность проблемы подготовки будущего учителя к профилактике насилия в образовательной организации и положительные эффекты предложенного способа такой подготовки в условиях педагогического вуза.
- Предложена совокупность системного, деятельностного и компетеностно-антропологического подходов, которые позволили разработать понятийное поле исследования, структуру и содержание курса по выбору, применить технологии и условия его реализации, а также подобрать диагностические инструменты, пригодные для измерения степени сформированности социально-профилактической компетентности у будущих учителей, необходимой для осуществления профилактики насилия в образовательной организации.
- Введено новое понятие «социально-профилактическая компетентность учителя, осуществляющего профилактику насилия в образовательной среде» как вида профессиональной компетентности учителя.
- Доказана результативность разработанной образовательной программы и ее учебно-методического обеспечения на основе оценки уровня сформированности социально-профилактической компетентности у будущих учителей.
Глазырина, Л.А. Подготовка будущего учителя к профилактике насилия в образовательной организации [Текст] / Л.А. Глазырина, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2018. — № 1. — С. 38–50. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.01.04.
- Силайчев, П.А. Философия образования: механизм социального заказа в профессионально-педагогическом образовании [Текст] / П.А. Силайчев // Вестник Московского гос. агроинженерного ун-та им. В.П. Горячкина, 2015. – № 4(68). – С. 12–17.
- Глазырина, Л.А. Профилактика насилия в образовательных организациях [Текст]: учеб. пособие / Л.А. Глазырина. – Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2016. – 100 с.
- Кутявина, Е.Е. Проблема насилия в школе глазами учителей [Текст] / Е.Е. Кутявина, А.В. Курамшев // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – Серия Социальные науки. – 2013. – № 4 (32). – С. 45–50.
- Предотвращение насилия в образовательных учреждениях [Текст]: методическое пособие для педагогических работников / Л.А. Глазырина, М.А. Костенко; под ред. Т.А. Епояна. – М.: БЭСТ-принт, 2015. – 144 с.
- Школа без насилия [Текст]: методическое пособие / под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер. – М.: ЦНПРО, 2015. – 150 с.
- Волкова, Е.Н. Оценка распространенности насилия над детьми [Текст] / Е.Н. Волкова, И.В. Волкова, О.М. Исаева // Социальная психология и общество. – 2016. – Т. 7. – № 2. – С. 19–34.
- Яковлев, Е.В. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов [Текст] / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. – Челябинск: Изд-во РБИУ, 2010. – 316 с.
- Байденко, В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы) [Текст]: методическое пособие. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. – 114 с.
- Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования [Текст] / Э.Ф. Зеер. – Воронеж: МОДЭК, 2003. – 480 с.
- Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия [Текст] / И.А. Зимняя. – М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 40 с.
- Шумилова, Е.А. Социально-коммуникативная компетентность будущих педагогов профессионального обучения: теоретико-методологические аспекты [Текст]: монография / Е.А. Шумилова. – М.: Изд-во Моск. гос. обл. ун-та, 2010. – 264 с.
- Байденко, В.И. Модернизация профессионального образования: современный этап [Текст] / В.И. Байденко. – М.: Европейский фонд образования, 2003. – 168 с.
- Рачева, С.С. Особенности построения педагогической системы развития социальной компетентности студентов на основе технологии проектного обучения [Текст] / С.С. Рачева // Современные образовательные технологии: материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Тверь, 2004. – С. 140–147.
- Икрина, Я.Г. Методика формирования профессионально-коммуникативной векторности студентов в процессе изучения иностранного языка [Текст] / Я.Г. Икрина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2015. – № 3(45). – Ч. 1. – С. 71–77.
- Salamatov A.A., Gnatyshina E.A., Uvarina N.V., Korneev D.N., Korneeva N.Y. (2017), Developing professionally significant qualities of competitive vocational training teachers: dynamics of the process. Espacios Publ. Vol. 38. 40, 34.
- Яковлев, Е.В. Интерактивные методы обучения в современном вузе [Текст] / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2011. – № 3. – С. 56–62.
- Панфилова, А.П. Тренинг педагогического общения [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.П. Панфилова. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 336 с.
- Афанасьева, О.Ю. Управление коммуникативным образованием студентов вузов: педагогическое сопровождение [Текст]: монография / О.Ю. Афанасьева. – М.: Изд-во МГОУ, 2007. – 324 c.
- Гаранина, Ж.Г. Саморегуляция как фактор личностно-профессионального саморазвития будущих специалистов [Текст] / Ж.Г. Гаранина, О.В. Мальцева // Интеграция образования. – 2016. – Т. 20. – № 3. – С. 374–381. DOI: 10.15507/1991-9468.084.020.20.201603.374-381.
- Модернизация педагогического образования: проектный подход [Текст]: коллективная монография / Л.А. Дружинина, К.А. Звягин Е.В. Калугина и др. – Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2017. – 162 с.