Вестник
Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682
Импакт-фактор РИНЦ: 0.236

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 1-2018 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2018.01.15
УДК: 42(07)
ББК: 74.268.13
Н.В. Протасова ORCID
доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков и методики их преподавания, Мичуринский государственный аграрный университет (г. Мичуринск, Тамбовская область, Российская Федерация)
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Развитие познавательного интереса в процессе научно-исследовательской и переводческой деятельности у обучающихся старших классов негуманитарного профиля (на материале английского языка)
Аннотация

Введение. В представленной статье определена роль научно-исследовательской и переводческой деятельности в развитии познавательного интереса обучающихся старших классов негуманитарного направления. Автор отмечает, что овладение иностранным языком предоставляет обучающимся старших классов негуманитарного направления доступ к информации из иностранных источников по профилю обучения, которые помогают им найти ответы на интересующие их вопросы.

Материалы и методы. Цель статьи – определить значимость владения иностранным языком обучающимися старших классов негуманитарного профиля для развития познавательного интереса старшеклассников. При этом обращается внимание на то, что иностранный язык не только расширяет возможности приобретения профильных знаний в русле естественно-математической направленности, но и способствует использованию этих знаний в процессе научно-исследовательской и переводческой деятельности. В данной статье определяется значение научно-исследовательской и переводческой деятельности, способствующей развитию избирательного интереса в связи с профессиональным самоопределением старшеклассников. Следует заметить, что обучение переводу обучающихся старших классов негуманитарного профиля предоставляет им возможность работать с оригинальными источниками по профилю обучения и извлекать нужную информацию. Овладение навыками перевода способствует привлечению старшеклассников к участию в дискуссиях по проблемам исследования и развитию навыков письменной речи.

Результаты. Обращается внимание на формирование умений у школьников в процессе занятий научно-исследовательской и переводческой деятельностью. Выделяются поисковые, исследовательские, рефлексивные, коммуникативные умения, а также умения: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы; понимать и отражать в переводе имплицитный смысл высказывания, принимать решение о необходимости прагматической адаптации отдельных элементов оригинала.

Обсуждение. Полагаем, что материал статьи заинтересует учителей школ, методистов, магистрантов и аспирантов, так как может использоваться при подготовке рефератов и докладов для выступления на методических объединениях и научно-практических конференциях.

Заключение. Отметим, что научно-исследовательская и переводческая деятельность имеют важное значение в развитии познавательного интереса обучающихся старших классов негуманитарного профиля. Овладение иностранным языком усиливает развитие познавательного интереса, так как способствует приобретению новых знаний по предметам естественно-математического цикла.

Ключевые слова

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПЕРЕВОДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕЖПРЕДМЕТНОГО УРОВНЯ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ

Основные положения
– Разработка способов и методов развития познавательного интереса у обучающихся старших классов негуманитарного профиля в процессе научно-исследовательской и переводческой деятельности средствами иностранного языка.
– Определение значимости использования иностранного языка в развитии познавательного интереса старшеклассников в процессе научно-исследовательской и переводческой деятельности.
– Развитие познавательного интереса средствами иностранного на межпредметном уровне.
– Роль учебно-исследовательской деятельности в формировании научных понятий у старшеклассников.
Цитировать публикацию

Протасова, Н.В.  Развитие познавательного интереса в процессе научно-исследовательской и переводческой деятельности у обучающихся старших классов негуманитарного профиля (на материале английского языка) [Текст] / Н.В. Протасова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  1-2018. — С. 148–157. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.01.15.

Библиографический список
1. Ряписова, А.Г. Инклюзивное образование как системная инновация [Электронный ресурс] / А.Г. Ряписова // Вестник Новосибирского государственного университета. – 2017. – № 1. – С. 7–20. – Режим доступа: http://vestnik.nspu.ru/article/2269. – [Дата обращения: 08.01.2017]. DOI: 10.15293/2226-3365.1701.01
2. Дереклеева, Н.И. Научно-исследовательская работа в школе [Текст] / Н.И. Дереклеева. – М.: Вербум, 2001. – 48 с.
3. Петрова, С.А. Основы исследовательской деятельности [Текст]: учебное пособие / С.А. Петрова, ИА. Ясинская. – М.: Форум, 2010. – 208 с. – (Профессиональное образование).
4. Зимняя, И.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности [Текст] / И.А. Зимняя, Е.А. Шашенкова. – Ижевск: Изд-во Удмуртского гос. ун-та, 2001. – 103 с.
5. Алексеев, Н.Г. Концепция развития исследовательской работы школьников [Текст] / Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович, С.А. Обухов, П.Ф. Фомина // Исследовательская работа школьников. – 2001. – № 1. – С. 24–34.
6. Глазкова, К.Р. Уроки исследования: формирование творческой, критически мыслящей личности [Текст] / К.Р. Глазкова, С.А. Живодробова // Физика: изд. дом Первое сентября. – 2006. – № 24. – С. 26–31.
7. Щукина, Г.И. Роль деятельности в учебном процессе [Текст] / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 1996. – С. 36–37.
8. Арцев, М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для учащихся и педагогов [Текст] / М.Н. Арцев // Завуч. – 2005. – № 6. – С. 4–29.
9. Божович, Л.И. Изучение мотивации и поведения детей и подростков [Текст] / Л.И. Божович. – М.: Педагогика, 1972. – 372 с.
10.  Борисанова, Д.А. Актуализация творческих потенций подростков и молодежи в условиях дополнительного образования: сетевой ресурс [Электронный ресурс] / Д.А. Борисанова, О.М. Красноярцева // Вестник Новосибирскоо государственного педагогического университета. – 2016. – № 5. – С. 24–33. – Режим доступа: http://vestnik.nspu.ru/article/1925. – [Дата обращения: 08.01.2017]. DOI: 10.15293/2226-3365.1605.02
11. Дейкина, А.Ю. Сущность и проблемы изучения познавательного интереса [Текст] / А.Ю. Дейкина. – М.: Просвещение, 2002. – 279 с.
12. Костаева, Т.В. К вопросу об исследовании устойчивого познавательного интереса учащихся [Текст] / Т.В. Костаева // Педагогика сотрудничества: проблемы образования молодежи. – Вып. 5. – Саратов: Изд-во Саратовского пед. гос. пед. ин-та, 1998. – 258 с.
13. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – М.: Белый город, 2008. – 340 с.
14. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению [Текст] / А.И. Савенков. – М.: Просвещение, 2006. – 434 с.
15. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 434 с.
16. Выготский, Л.С. Собр. соч. [Текст]: в 6 т. Т. 1 / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1982. – 487 с.
17. Латышев, С.И. Теория перевода и проблемы обучения переводу [Текст] / С.И. Латышев, С.В. Романов // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. – 2009. – № 1. – С. 61–66.
18. Коммисаров, В.Н. Теория перевода (лингвистические аспекты) [Текст] / В.Н. Комиссаров. – М.: Высш. шк., 1990. – 253 с.
19. Алексеева, Л.М. Методика обучения письменному переводу специального текста [Текст] / Л.М. Алексеева // Вестник Пермского университета «Российская и зарубежная филология». – 2010. – № 6(12) – С. 218–220.
20. Суперанская, А.В. Общая терминология. Терминологическая деятельность [Текст] / А.В. Суперанская, Н.В. Подольская, Н.В. Васильева. – М.: Либриком, 2012. – 248 с.