Вестник
Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682
Импакт-фактор РИНЦ: 0.236

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 1-2018 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2018.01.24
УДК: 371.015:158
ББК: 88.840:88.411.9
М.Н. Шарафутдинова ORCID
профконсультант отдела организации приёма и профориентации, Вятский государственный университет, Российская Федерация (г. Киров, Российская Федерация)
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Н.А. Низовских ORCID
доцент, доктор психологических наук, профессор кафедры практической психологии, Вятский государственный университет, Российская Федерация (г. Киров, Российская Федерация)
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Потенциальная конкурентоспособность старшеклассников в практике профориентационной диагностики и консультирования (на примере психологической готовности к управлению)
Аннотация

Введение. В настоящее время перед образовательными организациями стоит задача содействия формированию и развитию конкурентоспособной личности. В статье описаны результаты исследования психологической готовности к управлению как составляющей потенциальной конкурентоспособности старшеклассников.

Материалы и методы. Представлены данные эмпирического исследования, в ходе которого был применен тест психологической готовности к управлению (тест ПГУ) в сочетании с другими профориентационными тестами. Респондентами выступили 223 человека (146 девушек и 77 юношей в возрасте от 14 до 18 лет). Описан диагностический инструмент «Тест психологической готовности к управлению» (тест ПГУ), примененный для измерения показателей психологической готовности к управлению старшеклассников в ходе профориентационной и консультативной работы.

Результаты. В исследовании выявлены взаимосвязи компонентов психологической готовности к управлению с личностными типами, типами мышления, профессиональными интересами и профессиональной готовностью старшеклассников, позволяющие прогнозировать потенциальную конкурентоспособность выпускников школ на современном рынке труда.

Обсуждение. Целеустремлённые, энергичные, предпочитающие находиться в центре внимания школьники в большей степени ориентированы на самоменеджмент и организацию деятельности других людей. Выявленные с помощью теста психологической готовности к управлению данные могут способствовать составлению прогнозов о том, как и в какой сфере выпускник школы будет проявлять себя в качестве конкурентоспособной личности.

Заключение. Психологическая готовность к управлению может рассматриваться в качестве компонента потенциальной конкурентоспособности старшеклассников в различных профессиональных областях.

Ключевые слова

СТАРШЕКЛАССНИКИ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ, ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К УПРАВЛЕНИЮ, ПСИХОДИАГНОСТИКА, ПРОФОРИЕНТАЦИЯ, КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Основные положения
– Профориентационная диагностика и консультирование современных старшеклассников должны осуществляться с учетом требований современного рынка труда, ориентированного на конкурентоспособных специалистов.
– Одной из важнейших составляющих потенциальной конкурентоспособности выпускников школ является психологическая готовность к управлению, трактуемая как общая предрасположенность человека к управлению собой и другими.
– Для диагностики потенциальной конкурентоспособности в практике профориентационной работы могут применяться тест психологической готовности к управлению (ПГУ) и модифицированный вариант данного теста для старшеклассников (ПГУ-С).
Цитировать публикацию

Шарафутдинова , М.Н.  Потенциальная конкурентоспособность старшеклассников в практике профориентационной диагностики и консультирования (на примере психологической готовности к управлению) [Текст] / М.Н. Шарафутдинова , Н.А. Низовских, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  1-2018. — С. 224–236. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.01.24.

Библиографический список
1. Митина, Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности [Текст] / Л.М. Митина. – М: Изд-во МПСИ, 2002. – 400 с.
2. Houston J.M., Lesmana C.B.J., Suryani L.K. (2012), Competitiveness and Individualism-Collectivism in Bali and the U.S. Faculty Publications. 78. Available at: http://scholarship.rollins.edu/as_facpub/78. (Accessed: 23.03.2017).
3. Bцnte W., Lombardo S., Urbig D. (2016), Economics meets psychology: Experimental and self-reported measures of individual competitiveness. Schumpeter Discussion Papers. 2016-006. Available at: http://hdl.handle.net/10419/156157 (Accessed: 30.05.2017).
4. Андреев, В.И. Конкурентология. Учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности [Текст] / В.И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2013. – 468 с.
5. Журавлев, А.Л. Образование и конкурентоспособность нации: психологические аспекты [Текст] / А.Л. Журавлев, Д.В. Ушаков // Наука–Культура–Общество. – 2008. – № 3. – С. 99–108.
6. Авралев, Н.В. Инновационные подходы к развитию системы рекрутинга студентов университета [Текст] / Н.В. Авралев, И.Н. Ефимова, А.В. Маковейчук // Интеграция образования. – 2017. – Т. 21. – № 2. – С. 247–261. DOI: 10.15507/1991-9468.087.021.201702.247-261.
7. Долгова, В.И. Психолого-педагогическая фасилитация профессионального самоопределения старшеклассников [Текст] / В.И. Долгова, А.М. Луткова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2017. – № 2. – С.113–119.
8. Зеер, Э.Ф. Психология профессий [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Э.Ф. Зеер. – 2-е изд., перераб., доп. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 336 с.
9. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Климов. – М.: Академия, 2004. – 304 с.
10.  Латышева, А.И. Современные вопросы профориентационного консалтинга [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт» / А.И. Латышева. – 2017. – № 4 (апрель). – С. 128–136. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2017/170091.htm. – [Дата обращения: 22.10.2017].
11. Пряжников, Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8–11 классы) [Текст] / Н.С. Пряжников. – М.: Вако, 2005. – 288 с.
12. Сажина, О.А. Направления работы психолога с современными старшеклассниками в период их профессионального самоопределения [Текст] / О.А. Сажина // Новая наука: Современное состояние и пути развития. – 2016. – № 5–3 (80). – С. 82–85.
13. Ходусов, А.Н. Модели организации и управления развитием профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях сетевого социального партнерства [Электронный ресурс] / А.Н. Ходусов // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2014. – № 4 (32). – Режим доступа: http://www.s.
14. Pitan, O.S., Atiku, S.O. (2017), Structural determinants of students’ employability: Influence of career guidance activities. South African Journal of Education. 37 (4). DOI: 10.15700/saje.v37n4a1424.
15. Будникова, С.П. Мотивация профессионального выбора как компонент профессиональной субъектности педагога [Текст] / С.П. Будникова // Психологическая наука и образование. – 2017. – Т. 22. – № 5. – С. 14–22. DOI:10.17759/pse.2017220502.
16. Горьковая, И.А. Роль мотивационно-смыслового компонента получения образования в формировании компетентности магистров-психологов [Текст] / И.А. Горьковая, А.А. Баканова // Психологическая наука и образование. – 2015. – Т. 20. – № 1. – С. 5–14. DOI: 10.17759/pse.2015200102.
17. Пантелеева, В.В. Исследование мотивационных детерминант конструктивной жизненной перспективы [Электронный ресурс] / В.В. Пантелеева, Д.А. Богомолова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 6 (июнь). – С. 23–29. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2017/170128.htm. – [Дата обращения: 11.09.2017].
18. Низовских, Н.А. Психологическая готовность к управлению: методика исследования [Текст] / Н.А. Низовских, О.В. Митина, М.С. Тюлькин, С.Э. Дровосеков // Вестник ВятГГУ. – 2012. – № 4. – С. 102–109.
19. Спенсер, Л.М. Компетенции на работе [Текст] / пер. с англ. / Л.М. Спенсер, С.М. Спенсер. – М.: HIPPO, 2005. – 384 с.
20. Шарафутдинова, М.Н. Тест психологической готовности к управлению для старшеклассников (Тест ПГУ-С) [Текст]: методическое руководство / М.Н. Шарафутдинова. – Киров: Радуга-ПРЕСС, 2017. – 53 с.