Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2018.02.17
УДК: 42/49(07):32
ББК: 81.2-9:65
В.Г. Ульянова ORCID
доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
А.В. Зырянова ORCID
доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Л.Ф. Велиева ORCID
старший преподаватель кафедры иностранных языков, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Диалог культур при обучении иностранному языку в сфере эконо-мики
Аннотация

Введение. В статье аргументированно говорится о роли и значении изучения иностранного языка в сфере экономического партнерства, бизнес-общения, международной коммуникации через диалог культур стран изучаемого языка. Большое внимание уделяется современной концепции политики Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета (далее – ЮУрГГПУ) о международных связях со странами востока – важнейшими экономическими партнерами России. Цель статьи – показать пути получения конкурентоспособных дипломов не только на внутреннем, но и на мировом рынке труда.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной заявленной проблеме обучения иностранному языку через диалог культур, а также наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование.

Результаты. Даны определения таким понятиям как «общение», «взаимодействие». Рассмотрены четыре функциональных класса сложной категории «общение» и меры проявления культуры общения, такие как политические, правовые, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические и профессиональные.

Обсуждение. Подчеркивается, что самые сложные стороны структуры бизнеса (в том числе бизнес-общения) определяют, насколько эффективными являются международные отношения и насколько успешно они развиваются и реализовываются.

Заключение. Делается вывод, что только через живое и непосредственное общение осуществляется процесс взаимодействия между деловыми партнерами. Рассмотрены критерии выраженности культуры человека, такие как общение с российскими коллегами и партнерами за рубежом. Также проанализирована новая формула образованности и рассмотрены новые цели обучения для студентов экономических специальностей.

Ключевые слова

культура бизнес-общения, экономическое партнерство, деловое сотрудничество, международная коммуникация, конкурентоспособность, стороны структуры бизнеса, формула образованности, экономические цели обучения

Основные положения
  • Определены функциональные составляющие дисциплины «Иностранный язык» в контексте диалога культур, содействующие усилению престижа вуза и влияющие на эффективность общения в сфере экономики.
  • Представлены новые цели обучения иностранному языку для студентов экономических специальностей в свете новой формулы образованности.
  • Разработаны пути получения конкурентоспособных дипломов не только на внутреннем, но и на мировом рынке труда.
Цитировать публикацию

Ульянова, В.Г.  Диалог культур при обучении иностранному языку в сфере эконо-мики [Текст] / В.Г. Ульянова, А.В. Зырянова, Л.Ф. Велиева, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  2. — С. 165-172. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.02.17.

Библиографический список
  1. Попов, А.Ю. Экономическая деятельность в иноязычной среде (опыт системного анализа бизнес-профессии) [Текст] / А.Ю. Попов // Филология и методика преподавания иностранных языков. – СПб.: [б.и], 1998. – С. 116–118.
  2. Лагузова, А.А. Тенденции развития российского ранка труда в условиях индустриальной революции. Прогноз до 2030 года [Текст] / А.А. Лагузова, А.С. Молькова // Социально-психологические, управленческие и маркетинговые направления развития цифровой экономики: сб. материалов международных научно-практических конференций по проблемам социальной психологии, управления персоналом, менеджмента и маркетинга. – Реутов: Свифт, 2018. – С. 3–13.
  3. Попова, Е.С. Воспитание толерантности на уроках иностранного языка в контексте диалога культур [Текст] / Е.С. Попова // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. – 2016. – № 3-2 (69). – С. 90–92.
  4. Абдуллаева, М.А. Диалог двух культур на уроке иностранного языка [Текст] / М.А.Абдуллаева // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2016. – № 2. – С. 136–138.
  5. Гиниятулина, Д.Р. К вопросу о реализации принципа диалога культур при обучении иностранному языку студентов неязыкового вуза [Текст] / Д.Р. Гиниятулина // Казанская наука. – 2016. – № 5. – С. 88–90
  6. Казин, Ф.А. Обучение предпринимательству с использованием инструментов позитивной психологии и социального проектирования (пер. с англ. Л. Трониной) [Текст] / Ф.А. Казин и др. // Вопросы образования. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Москва) – 2017. – №3. – С. 132–151. DOI: 10.17323/1814 -9545-2017-3-110-131.
  7. Абрамова, И.Е. Моделирование иноязычного пространства при обучении студентов-нелингвистов: предварительные результаты [Текст] / И.Е. Абрамова, Е.П. Шишмолина// Вопросы образования. – 2017. – №3. – С.132-151. DOI: 10.17323/1814– 9545– 2017–3- 132-151.
  8. Бердичевский, А.Л. Диалог культур в преподавании иностранных языков в Европе [Текст] / А.Л. Бердичевский // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. – 2016. – Т. 5. – № 5. – С. 26–29.
  9. Сомова, С.В. Личность учителя иностранного языка [Электронный ресурс] / С.В. Сомова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1–2. – С. 155. – Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20192. – [Дата обращения: 17.03.2018].
  10. Комарова, Е.В. Использование гуманитарных знаний в обучении иностранному языку [Текст] / Е.В. Комарова // Современные научные исследования и инновации. – 2015. –№1-3 (45). – С. 71–73.
  11.  Колыхалова, О.А. Интегрированное обучение иностранному языку и культуре в вузе [Текст] / О.А. Колыхалова, Е.С. Шварц // Инострагнные языки в школе. – 2017. – № 11. – С. 49–56.
  12. Журина, А.С. К вопросу об определении понятий «коммуникативная стратегия» и «коммуникативная тактика» в методике преподавания иностранных языков [Текст] / А.С. Журина., Е.С. Шварц // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2017. – Т. 23. – № 3. – С. 155–157.
  13. Буданова, Е.А. Юнеско и субъекты Российской Федерации в системе международных отношений [Электронный ресурс] / Е.А. Буданова // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. – 2017. – №4 (52) – С. 13. – Режим доступа: http://eee-region.ru/article/5213/. – [Дата обращения: 17.03.2018].
  14. Валиахметова, Л.В. Формирование элементов поли культурности в ходе обучения деловому иностранному языку в баквалариате [Текст] / Л.В. Валиахметова // Форум. – Серия: Гуманитарные и экономические науки. – 2017. – №3 (12). – С. 16–19.
  15.  Умарова, С.Х. Международные студенческие проекты как средство реализации современной языковой политики [Текст] / С.Х. Умарова // Инновационное развитие: потенциал науки современного образования: сб. статей международной научно-практической конференции: в 3 ч. Ч. 3. – Пенза: Наука и просвещение, 2018. – С. 172–174.
  16. Стеняшина, Н.Л. Формирование коммуникативной культуры будущих бакалавров менеджмента как педагогически организованный процесс в вузе [Текст] / Н.Л. Стеняшина // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. – 2017. – № 4. – С. 96–99.
  17. Найман, Е.А. Языковой кроссинг как форма полиязычного коммуникативного поведения [Текст] / Е.А. Найман // Язык и культура. – 2017. – № 39. – С. 237–250. DOI: 10.17232/19996195/39/17.
  18. Бондаревская, Е.Б. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания [Текст] / Е.Б. Бондаревская // Педагогика. – 1995. – № 4. – С. 86–88.
  19. Тер-Минасова, С.Г. Что мешает повышению качества преподавания иностранных языков как средство общения между профессионалами [Текст] / С.Г. Терминасова.// Вестник МГУ. Сер. 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2006. – № 3. – С. 50–53.
  20. Антакольский, П.О. О знании иностранных языков [Текст] / П.О. Антакольский // Иностранные языки в школе. – 1985. – № 1. – С. 97.
  21. Яркова, Е.Л. Формирование профессиональных качеств специалиста-менеджера в совместной учебной деятельности [Текст] / Е.Л. Яркова // Известия международного института финансов, управления и бизнеса. – Тюмень: Томский государственный университет, 2004. – Вып. 1. – С. 242–245.