Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2018.02.09
УДК: 378.147:681.14
ББК: 74.480.215:32.97
К.В. Киуру ORCID
профессор, доктор филологических наук, профессор кафедры журналистики и массовых коммуникаций, Челябинский государственный университет, г. Челябинск, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Е.Е. Попова ORCID
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Использование цифрового контента в образовательном процессе вуза как ответ на вызовы визуального поворота
Аннотация

Введение. В статье рассматривается проблема поиска ответа современного образовательного процесса на вызовы визуального поворота, проявляющегося в возрастании роли визуальной составляющей социальной реальности. Визуальный поворот приводит к изменению процессов обучения и усвоения знаний, меняет ландшафт высшего образования. Цель статьи – рассмотреть два тренда современного образовательного процесса в вузе: использование цифрового контента (прежде всего визуального) и применение открытых образовательных ресурсов как ответы на вызовы визуального поворота.

Материалы и методы. Основным методом исследования является опрос, проведенный среди студентов Челябинского государственного университета и Уральского государственного университета физической культуры. Опрос проводился в два этапа. На первом этапе выявлялась частотность использования в образовательном процессе вуза визуальных технологий. На втором этапе после внедрения в образовательный процесс метода преводкастинга выявлялась результативность применения цифрового контента.

Результаты. В ходе первого этапа исследования выяснено, что представление о визуальных средствах в образовательном процессе сформировано у студентов старших курсов. Средства визуализации используются в образовательном процессе вуза, но не так часто и не в рамках всех дисциплин. Второй этап исследования показал, что студенты постоянно используют цифровые гаджеты и готовы применять их в образовательном процессе. Применение цифрового контента в рамках учебных занятий, построенных по принципу «перевернутого класса», позволило эффективно решить образовательные задачи, что подтверждено ответами респондентов во втором опросе.

Обсуждение. Подчеркивается, что проблема заключается в недостаточном применении средств визуализации и цифрового контента преподавателями в условиях готовности студентов к получению информации в таком виде.

Заключение. Делается вывод о том,чтоприменение цифрового контента в образовательном процессе является ответом на вызовы визуального поворота, характеризующего современную социальную реальность, и позволяет решить задачу индивидуализации учебного пространства, являющейся одной из главных тенденций образования XXI века.

Ключевые слова

образовательный процесс, цифровой контент, открытое образование, онлайн-образование, визуальные средства, визуальный поворот

Основные положения
  • Определены основные тренды современного образовательного процесса в условиях визуального поворота.
  • Представлены результаты исследования результативности применения в образовательном процессе цифрового контента.
  • Разработаны рекомендации по решению проблемы недостаточного применения средств визуализации и цифрового контента преподавателями в условиях готовности студентов к получению информации в таком виде.
Цитировать публикацию

Киуру, К.В.  Использование цифрового контента в образовательном процессе вуза как ответ на вызовы визуального поворота [Текст] / К.В. Киуру, Е.Е. Попова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  2. — С. 91-102. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.02.09.

Библиографический список
  1. Mitchell W.J.T. (1994) The Picture Theory. Essays on Verbal and Visual Representation. Chicago; London, The University of Chicago Press.
  2. Bцhm G. (1994) Wiederkehr der Bilder. Was ist ein Bild. Mьnchen, Wilhelm Fink Verlag.
  3. Mirzoeff N. (1999) An Introduction to Visual Culture. London, NY, Routledge.
  4. Moxey K. (2008) Visual Studies and the Iconic Turn. Journal of Visual culture. 7 (2), 131–146. DOI 10.1177/1470412908091934.
  5. Савчук, С. Медиафилософия: формирование дисциплины [Текст] / С. Савчук // Медиафилософия. Основные проблемы и понятия / под ред. В.В. Савчука. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2008. – 346 с.
  6. D’Antoni S. (2006) The Virtual University: Models and Messages. Lessons from Case Studies. Paris.
  7. Carr N. (2010) The Shallows: What the Internet Is Doing to Our Brains. New York and London, W.W. Norton and Co.
  8. Крамаренко, Н.С. Интернет как социокультурное пространство жизни и развития человека [Текст] / Н.С. Крамаренко // Педагогика. – 2016. – № 3. – С. 39–47.
  9. Малошонок, Н.Г. Взаимосвязь использования Интернета и мультимедийных технологий в образовательном процессе со студенческой вовлеченностью [Текст] / Н.Г. Малошонок // Вопросы образования. – 2016. – № 4. – С. 60–83. DOI 10.17323/1814-9545-2016-4-59-83.
  10. Авдеева, С.М. Оценка информационной компетентности учащихся: подходы, инструмент, валидность и надежность результатов [Текст] / С.М. Авдеева // Вопросы образования. – 2017. – № 4. – С. 104–132. DOI 10.17323/1814-9545-2017-4-104-132.
  11. Келли, П. Онлайн-образование: путь от участия к успеху [Текст] / П. Келли, Х. Коутс // Вопросы образования. – 2016. – № 3. – С. 104–132. DOI 10.17323/1814-9545-2016-3-34-58.
  12. Coates H. (2006) Student Engagement in Campus-Based and Online Education: University Connections. London, Routledge.
  13. Clark J. (2008) PowerPoint and Pedagogy: Maintaining Student Interest in University Lectures. College Teaching. Vol. 56. No. 1, 39–44.
  14. Laird T.F.N., Kuh G.D. (2005) Student Experiences with Information Technology and their Relationship to Other Aspects of Student Engagement. Research in Higher Education. Vol. 46, 211–233.
  15. Junco R., Heiberger G., Loken E. (2011) The Effect of Twitter on College Student Engagement and Grades. Journal of Computer Assisted Learning. Vol. 27, 119–132. DOI: 10.1111/j.1365-2729.2010.00387.
  16. Katz I. R. (2013) Testing Information Literacy in Digital Environments: ETS’s iSkills Assessment. Information Technology and Libraries. Vol. 26, 3–12.
  17. Katz I.R., Macklin A.S. (2007) Information and Communication Technology (ICT) Literacy: Integration and Assessment in Higher Education. Systemics, Cybernetics and Informatics. Vol. 5, 50–55.
  18. Киуру, К.В. Модель формирования медиаграмотности у молодежи [Текст] / К.В. Киуру, Е.Е. Попова // Alma mater. Вестник высшей школы. – 2016. – №10. – С. 112–114.
  19. Киуру, К.В. Медиаграмотность как социокультурная проблема: интерактивные методы формирования [Текст] / К.В. Киуру, Е.Е. Попова // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. – 2016. – № 3 (47). – С. 61–65.
  20. Киуру, К.В. Формирование медиакомпетентности студентов в образовательном процессе вуза физической культуры [Текст] / К.В. Киуру, Е.Е. Попова // Теория и практика физической культуры. – 2016. – № 5. – С. 30–32.