Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В статье рассматривается проблема поиска ответа современного образовательного процесса на вызовы визуального поворота, проявляющегося в возрастании роли визуальной составляющей социальной реальности. Визуальный поворот приводит к изменению процессов обучения и усвоения знаний, меняет ландшафт высшего образования. Цель статьи – рассмотреть два тренда современного образовательного процесса в вузе: использование цифрового контента (прежде всего визуального) и применение открытых образовательных ресурсов как ответы на вызовы визуального поворота.
Материалы и методы. Основным методом исследования является опрос, проведенный среди студентов Челябинского государственного университета и Уральского государственного университета физической культуры. Опрос проводился в два этапа. На первом этапе выявлялась частотность использования в образовательном процессе вуза визуальных технологий. На втором этапе после внедрения в образовательный процесс метода преводкастинга выявлялась результативность применения цифрового контента.
Результаты. В ходе первого этапа исследования выяснено, что представление о визуальных средствах в образовательном процессе сформировано у студентов старших курсов. Средства визуализации используются в образовательном процессе вуза, но не так часто и не в рамках всех дисциплин. Второй этап исследования показал, что студенты постоянно используют цифровые гаджеты и готовы применять их в образовательном процессе. Применение цифрового контента в рамках учебных занятий, построенных по принципу «перевернутого класса», позволило эффективно решить образовательные задачи, что подтверждено ответами респондентов во втором опросе.
Обсуждение. Подчеркивается, что проблема заключается в недостаточном применении средств визуализации и цифрового контента преподавателями в условиях готовности студентов к получению информации в таком виде.
Заключение. Делается вывод о том,чтоприменение цифрового контента в образовательном процессе является ответом на вызовы визуального поворота, характеризующего современную социальную реальность, и позволяет решить задачу индивидуализации учебного пространства, являющейся одной из главных тенденций образования XXI века.
образовательный процесс, цифровой контент, открытое образование, онлайн-образование, визуальные средства, визуальный поворот
- Определены основные тренды современного образовательного процесса в условиях визуального поворота.
- Представлены результаты исследования результативности применения в образовательном процессе цифрового контента.
- Разработаны рекомендации по решению проблемы недостаточного применения средств визуализации и цифрового контента преподавателями в условиях готовности студентов к получению информации в таком виде.
Киуру, К.В. Использование цифрового контента в образовательном процессе вуза как ответ на вызовы визуального поворота [Текст] / К.В. Киуру, Е.Е. Попова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2018. — № 2. — С. 91-102. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.02.09.
- Mitchell W.J.T. (1994) The Picture Theory. Essays on Verbal and Visual Representation. Chicago; London, The University of Chicago Press.
- Bцhm G. (1994) Wiederkehr der Bilder. Was ist ein Bild. Mьnchen, Wilhelm Fink Verlag.
- Mirzoeff N. (1999) An Introduction to Visual Culture. London, NY, Routledge.
- Moxey K. (2008) Visual Studies and the Iconic Turn. Journal of Visual culture. 7 (2), 131–146. DOI 10.1177/1470412908091934.
- Савчук, С. Медиафилософия: формирование дисциплины [Текст] / С. Савчук // Медиафилософия. Основные проблемы и понятия / под ред. В.В. Савчука. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2008. – 346 с.
- D’Antoni S. (2006) The Virtual University: Models and Messages. Lessons from Case Studies. Paris.
- Carr N. (2010) The Shallows: What the Internet Is Doing to Our Brains. New York and London, W.W. Norton and Co.
- Крамаренко, Н.С. Интернет как социокультурное пространство жизни и развития человека [Текст] / Н.С. Крамаренко // Педагогика. – 2016. – № 3. – С. 39–47.
- Малошонок, Н.Г. Взаимосвязь использования Интернета и мультимедийных технологий в образовательном процессе со студенческой вовлеченностью [Текст] / Н.Г. Малошонок // Вопросы образования. – 2016. – № 4. – С. 60–83. DOI 10.17323/1814-9545-2016-4-59-83.
- Авдеева, С.М. Оценка информационной компетентности учащихся: подходы, инструмент, валидность и надежность результатов [Текст] / С.М. Авдеева // Вопросы образования. – 2017. – № 4. – С. 104–132. DOI 10.17323/1814-9545-2017-4-104-132.
- Келли, П. Онлайн-образование: путь от участия к успеху [Текст] / П. Келли, Х. Коутс // Вопросы образования. – 2016. – № 3. – С. 104–132. DOI 10.17323/1814-9545-2016-3-34-58.
- Coates H. (2006) Student Engagement in Campus-Based and Online Education: University Connections. London, Routledge.
- Clark J. (2008) PowerPoint and Pedagogy: Maintaining Student Interest in University Lectures. College Teaching. Vol. 56. No. 1, 39–44.
- Laird T.F.N., Kuh G.D. (2005) Student Experiences with Information Technology and their Relationship to Other Aspects of Student Engagement. Research in Higher Education. Vol. 46, 211–233.
- Junco R., Heiberger G., Loken E. (2011) The Effect of Twitter on College Student Engagement and Grades. Journal of Computer Assisted Learning. Vol. 27, 119–132. DOI: 10.1111/j.1365-2729.2010.00387.
- Katz I. R. (2013) Testing Information Literacy in Digital Environments: ETS’s iSkills Assessment. Information Technology and Libraries. Vol. 26, 3–12.
- Katz I.R., Macklin A.S. (2007) Information and Communication Technology (ICT) Literacy: Integration and Assessment in Higher Education. Systemics, Cybernetics and Informatics. Vol. 5, 50–55.
- Киуру, К.В. Модель формирования медиаграмотности у молодежи [Текст] / К.В. Киуру, Е.Е. Попова // Alma mater. Вестник высшей школы. – 2016. – №10. – С. 112–114.
- Киуру, К.В. Медиаграмотность как социокультурная проблема: интерактивные методы формирования [Текст] / К.В. Киуру, Е.Е. Попова // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. – 2016. – № 3 (47). – С. 61–65.
- Киуру, К.В. Формирование медиакомпетентности студентов в образовательном процессе вуза физической культуры [Текст] / К.В. Киуру, Е.Е. Попова // Теория и практика физической культуры. – 2016. – № 5. – С. 30–32.