Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2018.02.16
УДК: 378:42/49(07)
ББК: 74.48:81.2-9
Н.И. Сперанская ORCID
кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ, доцент кафедры иностранных языков, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
О.Е. Яцевич ORCID
кандидат философских наук, доцент кафедры иностранных языков, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
В.В. Юдашкина ORCID
старший преподаватель кафедры иностранных языков, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
С.А. Ковалевская ORCID
ассистент кафедры межкультурных коммуникаций, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Работа с терминами в техническом вузе при обучении иностранному языку
Аннотация

Введение. В данной статье рассмотрены некоторые подходы к организации занятий по иностранному языку со студентами, обучающимися в высших учебных заведениях технической направленности, одним из важнейших мотивирующих направлений авторы рассматривают проведение работы над терминологической базой по специальности.

Материалы и методы. Работа студентов строится на основе тщательного исследования терминов, что возможно через комплексное рассмотрение языковых особенностей определенного набора лексем. Авторы считают необходимым при изучении терминологии опираться на этимологический и семантический анализ, что обеспечивает четкость дефиниции и корректность использования термина в работе, а знание широкого спектра коннотационных оттенков позволяет описывать научные исследования более точно.

Результаты. Представленная статья имеет не только теоретический характер (конкретизируются дефиниции), но и практическую направленность, так как описываются конкретные формы работы с терминологией: изучение лингвистического образа термина, установление его родственных связей с другими лексическими единицами, проведение семантического анализа для выявления коннотационных нюансов, через подбор синонимов, паронимов, антонимов определение центрального значения дефиниции, а также ее вторичных признаков.

Обсуждение. Авторы подчеркивают, что применение интернет-ресурсов усиливает познавательную активность и учебную мотивацию студентов при работе с термином.

Заключение. Предложенная авторская система работы с терминами на занятиях по иностранному языку повышает качество описания результатов экспериментальных и научных исследований молодых ученых.

Ключевые слова

термин, лингвистическая единица, коннотация, семантический анализ, лексема

Основные положения
  • Обосновывается важность работы над терминологической базой.
  • Акцентуализируется внимание на не тождественности терминологии и номенклатуры.
  • Излагается авторский алгоритм работы с терминами.
Цитировать публикацию

Сперанская, Н.И.  Работа с терминами в техническом вузе при обучении иностранному языку [Текст] / Н.И. Сперанская, О.Е. Яцевич, В.В. Юдашкина, С.А. Ковалевская, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  2. — С. 156-165. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.02.16.

Библиографический список
  1. Сперанская, Н.И. Философско-педагогические аспекты лингвистического образования в техническом вузе [Текст]: сочетание традиций и инноваций / Н.И. Сперанская, О.Е. Яцевич // Лингвистическое образование в неязыковом вузе: проблемы и перспективы: монография / под ред. И.Г. Пчелинцевой. – Тюмень: ТИУ, 2017. – С. 4–11.
  2. Сперанская, Н.И. Философско-педагогический дискурс: opinion respectus (в формате преподавания иностранного языка в высшем учебном заведении технической направленности) [Текст]: монография / Н.И. Сперанская, О.Е. Яцевич. – Тюмень: ТИУ, 2017. – 91 c.
  3. Сперанская, Н.И. К вопросу о понятии «бренд»: от этимологии к семантике [Текст] / Н.И. Сперанская, О.Е. Яцевич // Высшее образование сегодня. – 2016. – № 9. – С. 44–46.
  4. Сперанская, Н.И. Диалог – дискурс: семантика контента [Текст] / Н.И. Сперанская, О.Е. Яцевич // Высшее образование. – 2016. – № 7. – С. 50–52.
  5. Сперанская, Н.И. К вопросу о мотивации первокурсника к изучению иностранного языка в техническом вузе [Текст] / Н.И. Сперанская, О.Е. Яцевич // Теория и практика общественного развития. – 2015. – № 21. – С. 280–282.
  6. Frezza M. (2018). Medical discourse in professional, academic and popular settings. Language in society. 47(1), 154–155. DOI: 10.1017/S0047404517000860
  7. Muelas-Gil, M. (2018). Exploring discourse strategies in social and cognitive interaction. Language and cognition. 10 (1), 186–192. DOI: 10.1017/langcog.2017.16
  8. Подорога, В.А. Выражение и смысл [Текст] / В.А. Подорога. – М.: Ad Marginem, 1995. – 426 c.
  9. Ревзина, О.Г. Языковая система и её развитие во времени и пространстве [Текст] / О.Г. Ревзина // Сборник научных статей к 80-летию профессора Клавдии Васильевны Горшковой. – М.: Изд-во МГУ, 2001. – С. 436–446.
  10. Сторожева, Е.М. Коннотация и ее структура [Текст] / Е.М. Сторожева // Вестник Челябинского государственного университета. – 2007. – № 13. – С. 113–118.
  11. Goethe J. W. Dichtung und Wahrhet // Gustav von Loeper. – Berlin: Duemmlers Berlagsbuchhandlung, 1876. – 362 s.
  12. Коротеева, О.В Дефиниция и дефинирование в рамках педагогического дискурса [Текст] / О.В. Коротеева // Языковая личность проблемы лингвокультурологии и лингводидактики: сб. научн. тр. ВГПУ. – Волгоград: Перемена, 1999. – С. 51–56.
  13. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.П. Панфилова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 192 с.
  14. Николаева, Т.М. Лингвистика текста: современное состояние и перспективы [Текст] / Т.М. Николаева // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 8. – М.: Прогресс, 1978. – С. 5–42.
  15. Писарев, Д.И. Избранные педагогические сочинения / Д.И. Писарев; сост. В.В. Большакова. – М.: Педагогика, 1984. – 365 с.
  16. Gustav K. (1907) Lateinisch-Romanisches Worterbuch [Latin-Roman Dictionary] Hansebooks.
  17. Ухванова-Шмыгова, И.Ф. Интеграция парадигм и методов в дискурс-исследованиях [Текст] / И.Ф. Ухванова-Шмыгова // Материалы Междунар. Круглого стола, 3–5 апр. 2009 г. Минск, Беларусь. – Минск: Изд. Центр БГУ, 2010. – C. 23–26.
  18. Топольская, Т.А. О понятии «диалог» в психологических исследованиях общения и консультативной практике [Текст] / Т.А. Топольская // Консультативная психология и психотерапия. – 2011. – № 4. – С. 69–90.
  19. Bonabi M.A., Lotfipour-Saedi K., Hemmati F., Jafarigohar M. (2018) Variations in textualization: A cross-generic and cross-disciplinary study, implications for readability of the academic discourse. Iranian Journal of Language Teaching Research. 6(1), 41–62.
  20. Israel Hayes, I. (1871) The Land of Desolation: Being a personal narrative of Adventure in Greenland. London, S. Low Marston, Low & Searle.