Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2018.02.23
УДК: 151.8:613.4
ББК: 88.37:51.204
С.А. Купцова ORCID
доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физического воспитания, Институт непрерывного педагогического образования, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, Великий Новгород, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Психическая саморегуляция как компонент культуры здоровья
Аннотация

Введение. В статье обоснована актуальность определения и развития категорий здоровья, здоровьесбережения, культуры здоровья, психической саморегуляции в современном обществе. Востребованность современным обществом здоровых высококвалифицированных специалистов делает проблему сохранения и укрепления здоровья современной учащейся молодежи особо острой.

В исследованиях современных ученых и практиков в области психологии, медицины, педагогики отмечается, что современная социально-экономическая ситуация, падение уровня жизни и экологическое неблагополучие отрицательно сказываются на здоровье всего населения, и, в особенности, на здоровье молодежи.

Основными причинами являются низкая культура здорового образа жизни, безответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, низкое материальное обеспечение учреждений образования, здравоохранения. Кроме того, исследователи отмечают, что на всех уровнях образования молодежи отсутствует необходимое обучение здоровому образу жизни, формирование навыков саморегуляции, саморазвития, самовоспитания. При разработке проблемы культуры здоровья мы сталкиваемся с необходимостью раскрытия способов ее развития. Из этого вытекает вопрос о путях и средствах развития компонентов культуры здоровья в процессе обучения. Одним из таких компонентов является психическая саморегуляция.

Материалы и методы. Основными методами исследования является анализ научной литературы, посвященной проблеме развития навыков саморегуляции как компонента культуры здоровья в современном обществе.

В качестве приоритетных подходов решения исследуемой проблемы мы выделяем личностно-деятельностный подход,  личностно ориентированный подход к обучению, концепцию здоровьесбережения и здорового образа жизни субъектов образования.

Результаты. Разработана инновационная система развития навыков психической саморегуляции как компонента культуры здоровья, включающая приемы, методы, мероприятия, этапы ее формирования и развития.

Обсуждение. Организация работы по развитию психической саморегуляции может быть реализована в системе высшего образования. Она включает в себя систему мероприятий: психодиагностику, психопрофилактику, психорегуляцию. Программа мероприятий разрабатывается на основе задач психологической подготовки и индивидуальных особенностей.

Заключение. Реализация инновационной системы в современном образовании будет способствовать формированию и развитию навыков саморегуляции, эффективного общения, созданию благоприятного психологического климата в коллективе,  а в конечном итоге – будут способствовать формированию культуры здоровья в системе образования, в обществе в целом.

Ключевые слова

психология, здоровье, культура, психическая саморегуляция, высшее образование

Основные положения
  • определены понятия, составляющие направления работы по развитию психической саморегуляции в современной системе образования.
  • разработана система развития психической саморегуляции, способствующая созданию условий для эффективного общения, создания благоприятного психологического климата в коллективе,  формирования культуры здоровья
Цитировать публикацию

Купцова, С.А.  Психическая саморегуляция как компонент культуры здоровья [Текст] / С.А. Купцова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  2. — С. 221-232. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.02.23.

Библиографический список
  1. Ананьев, В.А. Практикум по психологии здоровья [Текст]: методическое пособие по первичной специфической и неспецифической профилактике  / В.А. Ананьев. – СПб.: Речь, 2007. – 320 с.
  2. Диагностика здоровья: психологический практикум [Текст] / под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Речь, 2011. – 950 с.
  3. Митяева, А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов  / А.М. Митяева. – М.: Академия, 2008. – 192 с.
  4. Психология [Текст]: учебник / под ред. А.А. Крылова. – М.: Проспект, 2005. – 584 с.
  5. Martin, J.B. Academic health Center / J.B. Martin // Arch. Intern. Med. 1995. 155/19. – P. 2045–2048.
  6. Габдреева, Г.Ш. Саморегуляция психических состояний: психологические технологии и диагностика [Текст]: учебное пособие / Г.Ш. Габреева, М.Г. Юсупов. – Казань: Отечество, 2013. – 154 с.
  7. Малкин, В.Р. Психотехнологии в спорте [Текст]:  учеб. пособие / В.Р. Мал­кин, Л.Н. Рогалева; [науч. ред. В.Н. Люберцев]. – Екатерин­бург: Изд-во Урал. ун-та, 2013. –  96 с.
  8. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания [Текст] / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2001. – 272 с. – (Серия «Мастера психологии»).
  9. Выготский, Л.C. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс,1996. – 536 с.
  10. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М.: Книга по Требованию, 2011. – 130 с.
  11. Давыдов, В.В. О понятии личности в современной психологии [Текст] / В.В. Давыдов // Психологический журнал. – 1988. – Т. 9. – № 4. – С. 22–31.
  12. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2011. – 720 с. – (Серия «Мастера психологии»).
  13. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 576 с.
  14. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович.  – СПб.: Питер, 2008. – 398 с.  – (Серия «Мастера психологии»).
  15. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов [Текст] / И.А. Зимняя. – 3-е изд. – М.; Воронеж: Московский психолого-социальный институт; МОДЭК, 2010. – 448 с.
  16. Абульханова-Славская,  К.А. Стратегия жизни [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. –  М.: Мысль, 1991. – 299 с.
  17. Абульханова-Славская, К.А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности [Текст] /  К.А. Абульханова-Славская // Психология личности в социалистическом обществе / отв. ред. Б.Ф. Ломов, К.А. Абульханова-Славская. – М.: Наука, 1989. – С. 110–134.
  18. Ловягина, А.Е. Психология физической культуры и спорта [Текст]: учебник и практикум / А.Е. Ловягина, Н.Л. Ильина, Д.Н. Волков / под ред. А.Е. Ловягиной.  – М.: Юрайт, 2017. – 531 с. 
  19. Моросанова, В.И. Индивидуальные особенности осознанной саморегуляции произвольной активности человека [Текст] /  В.И. Моросанова // Вест. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. – 2010. – № 1. – С. 36–45.
  20. Сопов, В.Ф. Психические состояния в напряженной профессиональной деятельности [Текст] /  В.Ф. Сопов. – М.: Академический проект, 2005. – 128 с.
  21. Алексеев, А.В. Преодолей себя! Психическая подготовка в спорте [Текст] / А.В. Алексеев. –  Изд. 5-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 352 с.
  22. Алиев, Х.М. Ключ к себе. Разблокирование скрытых возможностей [Текст] / Х.М. Алиев. – М.: Вече, 2008. – 128 с.
  23. Прохоров, А.О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности [Текст] / О.А. Прохоров. –  М.: ПЭР СЭ, 2005. – 352 с.
  24. Шульц,  И.Г. Аутогенная тренировка [Текст] / И.Г. Шульц. – М.: Медицина, 1985. – 32 с.
  25. Анисимов, О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и общения [Текст] / О.С. Анисимов. –  М.: Экономика, 1991. – 416 с.
  26. Корягина, Н.А. Психология общения: учебник и практикум для СПО [Текст] / Н.А. Корягина, Н.В. Антонова, С.В. Овсянникова. – М.: Юрайт, 2017. – 437 с. – (Серия: Профессиональное образование). 
  27. Rawson J.R., Bhatnagar N.S., Schneider H.G. (1985) Initial relaxation response: personality and treatment factors. Psychological reports. 57 (3), 827–830.
  28. Schlenker B. (2003) Self – presentation. Handbook of The Self and Identity. 492–545.
  29. Watson Bradley C.S. (2005) Civic Education and Culture. Intercollegiate Studies Institute.
  30. Ryan R.M., Deci E.L. (2000) The what and why of goal pursuits: Humans needs and the Self-determination of behavior. Psychological inquiry. 11, 227–268.
  31. Павлова, Н.С., Сергиенко, Е.А. Субъектная и личностная регуляция поведения как проявление индивидуальности человека [Текст] / Н.С. Павлова, Е.А. Сергиенко // Психологический журнал. – 2016. – Т. 37. – № 2. – С. 43–56.
  32. Хотинец, Ю.В. Психологические механизмы продуктивного копинг-поведения в проблемных коммуникативных ситуациях [Текст] / Ю.В. Хотинец, А.Я. Коробейникова // Психологический журнал. – 2016. – Т. 37. –  № 4. –  С. 59–73.