Вестник
Челябинского государственного педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 1997–9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0.217

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 3 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2018.03.15
УДК: 33(07):371.011
ББК: 74.266.5:74.200.507
А.А. Саламатов ORCID
профессор, доктор педагогических наук, проректор по научной работе, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Принцип экосинергизма как основа интеграции экологического и экономического образования
Аннотация

Введение. В статье раскрывается сущность принципа экосинергизма как системообразующего фактора интеграции экологического и экономического образования. Обосновывается актуальность экологизации экономической подготовки старших школьников в системе профильного обучения и необходимость ориентации обучающихся на эколого-экономические ценности в будущей профессиональной деятельности.

Материалы и методы.Методологическим инструментом обоснования сущности принципа экосинергизма в образовании является синергетический подход. В качестве практических методов исследования применялись диагностические методики, включающие анкетирование, наблюдение, методы статистической обработки данных.

Результаты. Выявлены и проанализированы предпочтения обучающихся при выборе профиля обучения в старших классах общеобразовательной школы и обоснованы причины данного выбора; определены точки бифуркации процесса экологизации экономической подготовки старших школьников в профильной школе, знание которых позволяет оказывать резонансные воздействия на личность обучающихся с целью формирования у них эколого-экономических ценностных ориентаций.

Обсуждение. Подчеркивается, что принцип экосинергизма в образовании предъявляет требование паритетно-приоритет­ного бифуркационного взаимодействия экологического и экономического опыта в образовательном процессе, приводящего к формированию у обучающихся эколого-экономи­че­ских личностных ценностных ориентаций.

Заключение. Делается вывод о том, что реализация принципа экосинергизма в образовании обеспечивает повышение уровня качества эколого-экономической подготовки старших школьников, что влияет на сформированность эколого-экономических ценностных ориентаций.

Ключевые слова

педагогический принцип, экосинергия, принцип экосинергизма в образовании,интеграция, экологизация экономической подготовки, профильное обучение, синергетический подход

Основные положения
  • обоснована актуальность экологизации экономической подготовки старших школьников в системе профильного обучения и необходимость ориентации обучающихся на эколого-экономические ценности в будущей профессиональной деятельности;
  • раскрыта сущность принципа экосинергизма как системообразующего фактора интеграции экологического и экономического образования, который предъявляет требование паритетно-приоритет­ного бифуркационного взаимодействия экологического и экономического опыта в образовательном процессе, приводящего к формированию у обучающихся эколого-экономи­че­ских личностных ценностных ориентаций;
  • выявлены и проанализированы предпочтения обучающихся при выборе профиля обучения в старших классах общеобразовательной школы и обоснованы причины данного выбора;
  • определены точки бифуркации процесса экологизации экономической подготовки старших школьников в профильной школе и их влияние на эффективность формирования эколого-экономических ориентаций обучающихся профильных школ.
Цитировать публикацию

Саламатов, А.А.  Принцип экосинергизма как основа интеграции экологического и экономического образования [Текст] / А.А. Саламатов, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  3. — С. 144-154. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.03.15.

Библиографический список

1. Браун, Л.Р. Экоэкономика: как создать экономику, оберегающую планету [Текст] / Лестер Р. Браун; вступ. сл. В.И. Данилова-Данильяна; пер. с англ. – М.: Изд-во «Весь мир», 2003. – 392 с.

2. Саламатов, А.А. Теория и практика эколого-экономического обра­зова­ния в профильной школе [Текст]: монография / А.А. Саламатов. – М.: Изд-во МГОУ, 2005. – 290 с.

3. Шимова, О.С. Экологизация экономического образования в интересах устойчивого развития [Текст] / О.С. Шимова // Международная научно-практическая конференция по устойчивому развитию: доклады на пленарном заседании, Минск, 27-28 мая 2004 г. – Мн.: Юнипак, 2004. – С. 86–92.

4. Кузнецов, А.И. Пути развития образования в аспекте реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» [Текст] / А.И. Кузнецов, А.Ф. Аменд, А.А. Саламатов // Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты. – 2011. – № 2 (3). – С. 32–41.

5. Dolgov V.I., Kryzhanovskaya N.V., Rokitskaya Yu.A., Salamatov A.A., Nurtdinova A.A., Zhakupova Ya.T. (2018) Interpersonal problems of younger adolescents. Espacios. 39 (5), 28. Available from: http://www.revistaespacios.com/a18v39n05/18390528.html (Accessed 21st April 2018).

6. Khusainov Z.A.,  Biktimirov N.M.,  Shigapova N.V. (2015) Environmental education of the younger generation. Asian Social Science. 11 (11), 221–227.

7. Ivanova E.E.,  Veselova E.I.,  Mukharlyamova L.R. (2015) Some aspects of ecological and economic education in the process of studying geography in Pedagogical University.Mediterranean Journal of Social Sciences. 6 (13), 208–210.

8. Богданова, В.П. Практика реализации эколого-экономического образования в общеобразовательной школе [Электронный ресурс] / В.П. Богданова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. – Режим доступа:
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=23837. [Дата обращения: 21.04.2018].

9. Саламатов, А.А. Теоретический базис концепции эколого-экономи­че­ского образования в средней школе [Текст] / А.А. Саламатов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – Челябинск, 2009. – № 4. – С. 121–134.

10. Haken H., Michailov A. (1993) Synergetics as a strategy to cope with complex systems. Interdisciplinary approach to nonlinear complex systems.Berlin, Heidelberg Publ., 5–11.

11. Андреев, В.И. Педагогика: учеб. курс для творческого саморазви­тия / В.И. Андреев. – 2-е изд. – Казань: Центр инновац. технологий, 2000. – 608 с.

12. Виненко, В.Г. Синергетика в школе [Текст] / В.Г. Виненко // Педагогика. – 1997. – № 2. – С. 55–60.

13. Князева, Е.Н. Синергетика как средство интеграции естественнонаучного и гуманитарного образования [Текст] / Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов // Высшее образование в России. – 1994. – № 4. – С. 31–36.

14. Ковалев, А.М. Изменяющийся и самоорганизующийся мир [Текст]: в 2 т. / А.М. Ковалев. – М.: Изд-во МГУ, 1999. – Т. 2: Идеи, размышления, гипотезы. – 435 с.

15. Капица, С.П. Синергетика и про­гнозы будущего [Текст] / С.П. Капица, С.П. Курдюмов, Г.Г. Малинецкий. – Изд. 3-е. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – 288 с.

16. Весна, М.А. Педагогическая синергетика [Текст] / М.А. Весна. – Курган: КГУ, 2001. – 405 с.

17. Василькова, В.В. Порядок и хаос в развитии социальных сис­тем: синергетика и теория социальной самоорганизации [Текст] / В.В. Василькова. – СПб.: Лань, 1999. – 480 с.

18. Марченков, П.Е. Об экологизации экономической теории [Текст] / П.Е. Марченков // Социально-экологическое образование в России: основные направ­ления, принципы, перспективы: тез. науч.-практ. конф. – М., 1993. – С. 110–111.

19. Амонашвили, Ш.А. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования [Текст] / Ш.А. Амонашвили, В.И. Загвязинский // Педагогика. – 2000. – № 2. – С. 11–16.

20. Загвязинский, В.И. Теория обучения: современная интерпретация [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. – 192 с.