Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В статье обоснована актуальность решения в современном вузе проблемы мониторинга практико-ориентированных компетенций будущего педагога-психолога в условиях противостояния тенденций фундаментализации, специализации и профессионализации, задающих вектор подготовки современных психолого-педагогических кадров к предстоящей профессиональной деятельности. На основе структурного анализа и моделирования выделены практико-ориентированные компетенции будущего педагога-психолога с учетом особенностей их освоения на уровнях бакалавриата и магистратуры, обоснованы особенности мониторинга их сформированности с учетом зарождения и генезиса на вузовском этапе профессиональной подготовки. Цель статьи – выделить и охарактеризовать особенности вузовского этапа мониторинга практико-ориентированных компетенций педагога-психолога.
Материалы и методы. Материалом для исследования послужили модели компетенций педагога-психолога, выделенные в действующих образовательных и профессиональных стандартах, и современные вузовские модели мониторинга. Основными методами исследования являются теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, структурный анализ практико-ориентированных компетенций будущего педагога-психолога, обоснование вузовской модели мониторинга, обобщение особенностей вузовского этапа мониторинга практико-ориентированных компетенций педагога-психолога.
Результаты. Обоснованы структура и содержание практико-ориентированных компетенций будущего педагога-психолога с учетом их особенностей на уровнях бакалавриата и магистратуры. Создана теоретическая модель мониторинга сформированности практико-ориентированных компетенций будущего педагога-психолога, выделены особенности реализации их мониторинга в вузе.
Обсуждение. Выявлена рассогласованность образовательных и профессиональных стандартов, в русле которых вузы осуществляют подготовку психолого-педагогических кадров, отстаивается идея гармонизации тенденций фундаментализации, специализации и профессионализации содержания образования в процессе подготовки современного педагога-психолога за счет освоения им практико-ориентированных компетенций. Обоснована необходимость совершенствования вузовского этапа мониторинга сформированности практико-ориентированных компетенций будущего педагога-психолога, обобщен опыт его реализации.
Заключение. Доказан вывод о том, что особенности мониторинга практико-ориентированных компетенций будущего педагога-психолога вызваны особенностями их зарождения и генезиса. Формализованная оценка исследуемых компетенций в контексте качества решения профессиональных задач позволяет судить об освоенности элементов содержания профессиональной подготовки, из которых они состоят, и состоянии процесса их интеграции.
компетенция, практико-ориентированная компетенция, образовательный стандарт, профессиональный стандарт, мониторинг
- обоснована необходимость гармонизации тенденций фундаментализации, специализации и профессионализации содержания образования в процессе подготовки современного педагога-психолога за счет освоения им практико-ориентированных компетенций;
- охарактеризована вузовская модель мониторинга практико-ориентированных компетенций будущего педагога-психолога, выделены особенности вузовского этапа мониторинга исследуемых компетенций.
Варданян, Ю.В. Особенности вузовского этапа мониторинга практико-ориентированных компетенций педагога-психолога [Текст] / Ю.В. Варданян, Н.А. Вдовина, Н.П. Кондратьева, О.В. Фадеева, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2018. — № 3. — С. 181-191. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.03.19.
1. Зимняя, И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании [Текст] / И.А. Зимняя // Ученые записки национального общества прикладной лингвистики. – 2013. – № 4 (4). – С. 16–31.
2. Vardanyan Yu.V., Vardanyan L.V., Lezhneva E.A. (2015) Research and Development of Motivation in the Structure of Professional Strategy of a Student – Future Psychologist. BiosciencesBiotechnologyResearchAsia. 12 (3), 2829–2835. DOI: 10.13005/bbra/1967
3. Бортник, Б.И. Оценка компетенций: формализация и формалистика [Электронный ресурс] / Б.И. Бортник, Н.Ю. Стожко, Н.П. Судакова // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4. – С. 160. – Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26693 [Дата обращения: 05.06.2018].
4. Хуторской, А.В. Модель компетентностного образования [Текст] / А.В. Хуторской // Высшее образование сегодня. – 2017. – № 12. – С. 9–16.
5. Klug J., Bruder S., Kelava A., Spiel C., Schmitz B. (2013) Diagnostic competence of teachers: A process model that accounts for diagnosing learning behavior tested by means of a case scenario. Teaching and Teacher Education. 30 (1), 38–46. DOI: 10.1016/j.tate.2012.10.004
6. Nielsen J.A. (2015) Assessment of innovation competency: A thematic analysis of upper secondary school teachers talk. JournalofEducationalResearch. 108 (4), 318–330.
7. Шукшина, Т.И. Формирование дидактической компетентности студентов в процессе самостоятельной работы [Текст] / Т.И. Шукшина, Ж.А. Мовсесян // Высшее образование в России. – 2017. – № 10. – С. 83–87.
8. Долгова, В.И. Студенческий мониторинг качества образования [Текст] / В.И. Долгова // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4. – С. 128. – Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26606 [Дата обращения: 05.06.2018].
9. Шашкина, М.Б. Компетенции студентов как объект педагогических измерений [Текст] / М.Б. Шашкина // Психология обучения. – 2014. – № 4. – С. 120–131.
10. Elbers E. (1991) Context, culture, and competence: Answers to criticism. Educational Psychology Review, 3 (2), 137–148. DOI: 10.1007/BF0141792
11. Nandan M., London M. (2013) Interdisciplinary Professional Education: Training College Students for Collaborative Social change. Education + Training. 55(8/9), 815–835.
12. Варданян, Ю.В. Проектирование и применение субъектно-развивающих психологических заданий в образовательном процессе педагогического вуза [Текст] / Ю.В. Варданян, Л.Г. Майдокина // Российский научный журнал. – 2009. – № 5(12). – С. 3–8.
13. Баева, И.А. Психологическая экспертиза образовательной среды: методологические основания и эмпирические показатели [Текст] / И.А. Баева, Е.Б. Лактионова // Человек и образование. – 2016. – № 3 (48). – С. 19–24.
14. Бухтеева, Е.Е. Методическое обеспечение мониторинга в процессе профессионального образования [Текст] / Е.Е. Бухтеева, О.И. Кравец // Вестник РМАТ. – 2013. – № 1 (7). – С. 78–85.
15. Мальцев, А.В. Мониторинг качества учебных достижений: предмет, функции, методы [Текст] / А.В. Мальцев, А.В. Томильцев // Высшее образование в России. – 2017. – № 5. – С. 23–33.
16. Миронова, М.П. Независимый мониторинг образовательных результатов и качества образования в практике работы педагогического вуза [Текст] / М.П. Миронова, О.В. Бурляева // Высшее образование в России. – 2016. – № 10. – С. 101–106.
17. Salas Velasco M. (2014) Do higher education institutions make a difference in competence development? A model of competence production at university. Higher Education. 68 (4), 503–523.
18. Gallifa J., Batallи P. (2010) Student Perceptions of Service Quality in a Multi-campus Higher Education System in Spain. QualityAssuranceinEducation. 18 (2), 156–170. DOI: 10.1108/09684881011035367
19. Бурляева, О.В. Внутривузовский независимый мониторинг образовательных результатов студентов как ориентир совершенствования профессиональной подготовки педагога [Текст] / О.В. Бурляева, М.П. Миронова // Гуманитарные науки и образование. – 2016. – № 4 (28). – С. 20–25.
20. Варданян, Ю.В. Компетентностно-ориентированные интегрированные задания в контексте развития профессионализма магистрантов [Текст] / Ю.В. Варданян, С.В. Сергунина // Гуманитарные науки и образование. – 2015. – № 1 (21). – С. 13–18.