Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 4 Педагогические науки
Показать полный текст
DOI: 10.25588/CSPU.2018.96..4..014
УДК: 378.11
ББК: 74.489
Надежда Викторовна Чекалева ORCID
Омский государственный педагогический университет, Профессор, член-корреспондент РАО, , директор института инновационного и инклюзивного образования
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Наталья Александровна Дука ORCID
Доцент, Омский государственный педагогический университет, профессор кафедры педагогики
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ИЗМЕНЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УЧИТЕЛЬСКОГО РОСТА
Аннотация

Введение. В статье рассматриваются итоги модернизации педагогического образования на ее этапах начиная с 1992 г. и по настоящее время. Приведены основные результаты и эффекты реализации Комплексного проекта модернизации педагогического образования. Определены основные контексты изменений в подготовке будущих педагогов, представлены изменения в подготовке педагогических кадров на уровне бакалавриата, магистратуры и аспирантуры в аспекте этих контекстов. Описаны профессиональные и социально-педагогические проекты, которые реализуются в Омском государственном педагогическом университете на этапе входа, подготовки будущих педагогов и на этапе удержания их в профессии.

Материалыиметоды. Основными методами исследования являются теоретико-методологический анализ нормативных документов в сфере высшего образования, научных трудов, научно-методической литературы, посвященной модернизации педагогического образования, проектного управления в вузе, анализ продуктов деятельности участников апробации модулей, интервью участников проектной деятельности, выявление потенциальных проблем подготовки будущих педагогов.

Результаты. Выявлены и описаны результаты изменений в подготовке будущих учителей на этапах модернизации; эффекты реализации Комплексного проекта модернизации педагогического образования, предложены изменения в подготовке педагогов на всех уровнях педагогического образования, представлена практика контекстного управления университетом через стратегические проекты педагогического университета на этапе входа, подготовки будущих педагогов и на этапе удержания их в профессии.

Обсуждение. Опыт участия Омского государственного педагогического университета в реализации Комплексного проекта по модернизации педагогического образования обеспечивает необходимый задел, диктует необходимость продолжения данной работы с тем, чтобы интегративные результаты проекта стали основой для достижения целей следующего этапа модернизации, по обеспечению системных изменений в подготовке педагогических кадров.

Заключение. Делается вывод о том, что изменения в подготовке педагогов, вызванные модернизационными процессами в педагогическом образовании и формированием Национальной системы учительского роста требуют реализации проектного подхода в управлении педагогическим университетом и разработке механизмов достижения нового качества педагогического образования.

Ключевые слова

педагогическоеобразование, результатыиэффектымодернизациипедагогическогообразования,изменениявподготовкепедагогическихкадров, контекстноеуправление, социально-педагогическиепроекты

Основные положения

• выделены результаты и эффекты реализации Комплексного проекта модернизации педагогического образования;

• обозначены изменения в подготовке будущих педагогов  при формировании НСУР

Цитировать публикацию

Чекалева, Надежда Викторовна  ИЗМЕНЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УЧИТЕЛЬСКОГО РОСТА [Текст] / Надежда Викторовна Чекалева, Наталья Александровна Дука , // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  4. — С. 129-138. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.96..4..014.

Библиографический список

1. Anne M. Spear, Romina B. da Costa Potential for transformation? Two teacher training programs examined through a critical pedagogy framework. Teaching and Teacher Education, Volume 69, January 2018. P. 202–209.

2. Carina Fraca Processes of Integration of Higher Level Studies. The case of Teacher Training.  Procedia – Social and Behavioral Sciences, Volume 197, 25 July 2015. P. 222–227.

3. Шукшина, Т.И. Подготовка педагогических кадров в условиях реализации инновационной модели: вуз – базовая кафедра – общеобразовательная организация [Текст] / Т.И. Шукшина, С.Н. Горшенина, М.Ю. Кулябякина // Гуманитарные науки и образование. – 2016. – № 1(25). – С. 89–93.

4. Чириков, И.С. Рецензия на книгу: Розовски Г. Университет. Руководство для владельца [Текст] / И.С. Чириков // Вопросы образования. – 2015. – № 2. – С. 289–299.

5. Соколова, И.И. Влияние социокультурных условий на изменение подготовки современного учителя [Текст] / И.И. Соколова, Л.С. Ильюшин, О.Н. Шилов // Человек и образование. – 2015. – № 3(44). – С. 45–52.

6. Соловьева, М.Ф. Влияние внешних вызовов на развитие технологоэкономической подготовки молодежи региона [Электронный ресурс] / М.Ф. Соловьева // Концепт: науч.-методич. электронный журнал. – 2013. – № 11 (ноябрь). – С. 121–125. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2013/13237.htm [Дата обращения: 18.05.2018].

7. Тряпицына, А.П. Содержание профессиональной подготовки студентов – будущих учителей к решению задач модернизации общего образования [Текст] / П.П. Тряпицина // Universum: Вестник Герценовского ун-та. – 2013. – № 1. – С. 50–61.

8. Развитие компетентности будущего педагога в образовательном процессе современного вуза [Текст]: практикоориентированная монография / Н.О. Верещагина, И.В. Гладкая, Е.Н. Глу­бокова, С.А. Писарева, В.П. Соломин, А.П. Тряпицына. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. – 207 с.

9. Дроботенко, Ю.Б. Изменения в профессиональной подготовке студентов педагогического вуза [Текст]: монография / Ю.Б. Дроботенко. – Омск: ЛИТЕРА, 2015. – 170 с.

10. Adrien Bouguen Adjusting content to individual student needs: Further evidence from an in-service teacher training program. EconomicsofEducationReview, Volume 50, February 2016. P. 90–112.

11. Макарова, Н.С., Дроботенко Ю.Б. Фокус-групповое исследование изменений образовательного процесса в современном вузе [Электронный ресурс] / Н.С. Макарова, Ю.Б. Дроботенко // Науковедение: интернет журнал. – 2014. – № 2. – С. 162. – Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/63PVN214.pdf [Дата обращения: 18.05.2018].

12. Чекалева, Н.В. Эффекты модернизации педагогического образования [Текст] / Н.В. Чекалева // Вестн. Омского гос. пед. ун-та. Гуманитарные исследования. – 2017. – № 3(16). – С. 175–178.

13. Изменения в профессиональной деятельности педагога в контексте новой трудовой реальности [Текст]: коллективная монография / Н.В. Чекалева, А.П. Тряпицына, С.А. Писарева, Ю.Б. Дроботенко, Н.А. Дука, Е.И. Зарипова, Н.С. Макарова, Г.П. Синицына, Т.О. Соловьёва, И.В. Феттер, Е.А. Черкевич, Н.И. Чуркина; под общ. ред. Н.В. Чекалевой. – Омск: ЛИТЕРА, 2015. – 228 с.

14. Писарева, С.А. Социальная функция педагогического университета: современные аспекты реализации [Электронный ресурс] / С.А. Писарева, А.П. Тряпицина // Грани познания: электронный научнообразовательный журнал ВГСПУ. – 2015. – № 7(41). –С. 187–193. – Режим доступа: http://grani.vspu.ru/files/publics/1443374352.pdf [Дата обращения: 18.05.2018].

15. Ксенофонтова, А.Н. О роли высшей школы в социальноэкономическом развитии территорий (от истории к современности) [Текст] / А.Н. Есенофонтова, Е.Г. Ревкова // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2013. – № 4. – С. 9–14.

16. Пилипенко, О.И. Инновационный университет – будущее развития региона [Текст] / О.И. Пилипенко // Образование цели и перспективы. – 2013. – № 31. – С. 53–56.

17. Серкина,  Я.И. Проектный подход к управлению инновационным развитием вуза [Текст] / Я.И. Серкина, Е.И. Боев // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. – 2013. – № 2. – С. 126–132.

18. Белякова, Е.Г. Содержательные аспекты современной практикоориентированной подготовки студентов – будущих педагогов [Текст] / Е.Г. Белякова // Вестник Тюменского гос. ун-та. Гуманитарные исследования. Humanitates. – 2014. – № 9. – С. 25–34.

19. Резинкина, Л.В. Cтановление специалиста в профессии: аспект непрерывного педагогического образования [Текст] /  Л.В. Резникова // Человек и образование. – 2015. – № 2(43). – С. 78–82.

20. Митрофанов, К.Г., Логинова Н.Ф. Что умеют и что не умеют делать молодые педагоги: итоги исследования эффективности существующих условий адаптации, закрепления и профессионального развития молодых педагогов в Российской Федерации [Текст] / К.Г. Митрофанов, Н.Ф. Логина // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2015. – № 7. – С. 202–204.