Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В статье обоснована актуальность развития аналитических умений слушателей подготовительного отделения вуза; представлен анализ психолого-педагогических исследований по проблеме развития аналитических умений разных категорий обучающихся. Цель статьи – обосновать и раскрыть возможности организации самостоятельной работы слушателей подготовительного отделения вуза на занятиях по обществознанию, учитывая уровень их подготовки.
Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме развития аналитических умений обучающихся; диагностические методики, включающие наблюдение, описание, анкетирование слушателей подготовительного отделения и учителей, анализ письменных и устных ответов слушателей подготовительного отделения, тестирование, анализ результатов ЕГЭ.
Результаты. Выявлено понятие «аналитические умения», обнаруженыпедагогические условия развития аналитических умений слушателей подготовительного отделения, обосновано значение и возможности организации самостоятельной работы слушателей подготовительного отделения.
Обсуждение. Выявлены педагогические условия развития аналитических умений слушателей подготовительного отделения вуза.
Заключение. Делается вывод о том, что развитие аналитических умений слушателей подготовительного отделения возможно через системную самостоятельную работу в процессе изучения обществознания.
аналитические умения, слушатели подготовительного отделения, подготовительное отделение вуза, самостоятельная работа, единый государственный экзамен, обществознание
- выявлены понятие «аналитические умения», виды аналитических умений;
- выделены группы слушателей подготовительного отделения по уровню подготовки, изучена их психолого-педагогическая характеристика, изучены уровни развития аналитических умений каждой группы;
- определены типы заданий для организации самостоятельной работы слушателей разных групп в процессе изучения обществознания.
Мулюкова, А. Г. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В РАЗВИТИИ АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ СЛУШАТЕЛЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ [Текст] / А. Г. Мулюкова, И. В. Петрухина, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2018. — № 5. — С. 125-138. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.68..5..010.
1. Алексашкина Л. Н. О системном подходе к развитию умений школьников при изучении истории в основной и старшей школе // Преподавание истории и обществознания в школе. 2011. – № 5. – С. 16–24.
2. Бабанский Ю. К. Рациональная организация учебной деятельности : монография. М. : Знание, 1981. – 96 с.
3. Воровщиков С. Г., Орлова, Е. В. Развитие универсальных учебных действий: внутришкольная система учебно-методического и управленческого сопровождения : монография. М.: МПГУ, 2012. – 210 с.
4. Кадола Е. В. Анализ подходов к изучению проблемы общеучебных умений и навыков // Вестник Омского университета. 2009. - № 1. – С. 187-189.
5. Жарковская Т. Г., Французова О. А. Формирование метапредметных умений на примере дисциплин социально-гуманитарного цикла // Педагогика. 2017. – № 8. – С. 49–54.
6. Суходимцева А. П. Обновление методов обучения в аспекте методологии учебной деятельности // Преподавание истории и обществознания в школе. 2017. – № 6. – С. 39–43.
7. Артемьева Г. В. Проблемное обучение в курсе обществоведения (из опыта работы) : монография. М. : Просвещение, 1973. – 128 с.
8. Ежова С. А. Формирование умений учащихся анализировать материалы социально-экономической статистики в курсах истории и обществоведения // Межпредметные связи в школьном курсе обществоведения : сб. научных трудов. Л., 1978. - С.102-116.
9. Шукшина Л. В., Мизонова О. В., Катаинен В. К. Мониторинг степени сформированности исторического мышления в системе вузовского образования // Интеграция образования. 2017 - № 1.Т. 21. - С. 86-93.
10. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке : монография. М. : Просвещение, 2011. – 223 с.
11. Иванова Е. О., Осмоловская И. М. Теория обучения в информационном обществе : монография. М. : Просвещение, 2011. – 190 с.
12. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педаго-
гические и информационные технологии в системе образования : учебное пособие для студентов пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед.кадров. М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 272 с.
13. Соболева О. Б., Кузин Д. В. Методика обучения обществознанию : учебник и практикум для академического бакалавриата. М. : Издательство: Юрайт, 2016 г. - 474 с.
14. Черникова Ю.А. Модель повышения качества подготовки старшеклассников к ЕГЭ на основе взаимодействия вуза со школами // Вестник ЮУрГУ. 2011. – № 24. – С. 137–144.
15. Боголюбов Л. Н. Многообразие форм и методов учебной работы // Преподавание истории и обществознания в школе. 2013. - № 7. - С. 18-26.