Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 5 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2018.15..5..016
УДК: 159.9
ББК: 88
И. Н. Улыбышева ORCID
Южный федеральный университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
С. В. Жолудева ORCID
Доцент, кандидат психологических наук, Южный федеральный университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ С РАЗНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ
Аннотация

Введение. В статье представлены данные об особенностях профессиональных представлений у старшеклассников с разной профессиональной направленностью. Исследование профессиональных представлений старшеклассников с разной профессиональной направленностью является необходимым условием для формирования адекватного самоопределения и выбора профессии согласно направленностям и представлениям.   Авторами была проведена тщательная работа по подбору диагностического инструментария для реализации поставленной цели исследования.

Материалы и методы. Диагностика проводилась с помощью следующих психодиагностических методик: «Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А.Климова», «Опросник, направленный на изучение представлений об объекте деятельности» (Е.И.Рогова). Исследование проводилось на базе Донского государственного технического университета на выборке старшеклассников 10-11 классов обучающихся на подготовительных курсах, всего в исследовании приняло участие 78 обучающихся.

Результаты. В результате проведенного исследования и анализа полученных данных, авторами были установлены особенности профессиональных представлений старшеклассников, выявлена качественная специфика профессиональных представлений старшеклассников с различными профессиональными направленностями.

Обсуждение. Отмечается, чтополученные результаты могут быть использованы в целях повышения эффективности образовательно-воспитательного процесса.

Заключение.  Делается  вывод   о  наличии   качественной   специфики  профессио-


нальных представлений старшеклассников относящихся к различным группам профессиональных направленностей.

Ключевые слова

профориентация, самоопределение, представления, старшеклассники, профессиональная направленность, профессиональная деятельность

Основные положения

- установлены особенности профессиональных представлений старшеклассников;

- определены условия формирования профессиональных представлений старшеклассников в образовательном пространстве;

- выявлены особенности профессиональных представлений по каждой из пяти групп профессиональной направленности;

- определены группы старшеклассников с наиболее четкими представлениями о будущей профессии, и группы, которым необходима помощь в корректировке представлений о будущей профессиональной деятельности.

Цитировать публикацию

Улыбышева, И. Н.  ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ С РАЗНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ [Текст] / И. Н. Улыбышева, С. В. Жолудева, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  5. — С. 200-209. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.15..5..016.

Библиографический список

1. Авдонина В. И., Тихонина Т. А. Взаимосвязь профессиональных и ценностных ориентаций при профессиональном самоопределении подростка // Студенческая наука XXI века. 2015. № 3. С. 59-60.

2. Антропова Л. В. Основы профориентологии : учебное пособие / Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию. Череповец : ГОУ ВПО Череповецкий гос. ун-т, Ин-т педагогики и психологии, 2006. - 84 с.

3. Арон И. С. Психологическая готовность к профессиональному самоопределению как основа субъектности профессионального выбора / European social science journal. 2015. № 7. С. 282-289.

4. Волков Б. С. Основы профессиональной ориентации: уч. пособие для вузов / Московский  региональный   институт   высшего  социально-экономического образования. Москва : Академический Проект, 2007. – 331с.

5. Долматова С. В. Сознательный выбор профессии как признак личностной зрелости субъекта : материалы научн. конференции. М. : Норма, 2014. – 385 с.

 

6. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения : учеб. пос.  для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : Издат. центр «Академия», 2004.

7. Королева Т. В. Связь осмысленности жизни с профессиональным самоопределением личности в период ранней юности / Проблемы и перспективы развития творческого потенциала студентов : материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. 2015. С. 138-142.

8. Жолудева С. В., Барабаш Ю. Г. Коучинг-технологии в работе по уточнению профессиональных представлений и планированию карьеры студентов // Евразийское Научное Объединение, 2015. Т. 2. № 2 (2). С. 226-228.

9. Макарова А. Н., Костылева Е. А. Профессиональное развитие личности (профессиологический аспект) : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, / А. Н. Макарова, Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО «Волжский гос. инженерно-пед. ун-т» Нижний Новгород: ВГИПУ, 2006 - 178 с.

10. Антипова И.Г., Жолудева С. В., Науменко М. В., Панкратова И. А., Рогов Е. И., Рогова Е. Е., Скрынник Н. Е., Шевелева А. М. Особенности формирования профессиональных представлений на разных этапах профессионального пути / Современная парадигма исследования профессиональных представлений. Ростов-на-Дону, 2014. С. 27-63.

11. Пособие по профориентации / под. ред. Р. Белкина. М. : Издательство ПЧЕЛА, 2001. - 88 с. (Серия «Выбираю профессию»).

12. Пятницкая Г. А. Профессиональные компетентности в формировании готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2012. Т. 14. № 2-5. С. 1181-1183.

13. Рогов Е. И. Особенности представления о деятельности в сознании субъекта  // Известия Южного Федерального университета. Педагогические науки. 2014. - №10. - С. 39-52.

14. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М. : Наука, 2002.

15. Шеховцова Л. Ф. Психологическое сопровождение выбора профессии в школе. Ростов-на-Дону : Феникс; Санкт-Петербург : Северо-Запад, 2006. - 175 с.