Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 6 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2018.73..6..002
УДК: 376.1
ББК: 74.3
В. А. Беликов ORCID
Профессор, доктор педагогических наук, Заведующий кафедрой социально-педагогического образования, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Аннотация

Введение. Актуальность обсуждаемой проблемы определятся значительным вниманием к разработке педагогических условий, отсутствием единого подхода к их определению и значительным количеством работ, в которых понятие педагогических условий используется без должного методологического обоснования.

Цель исследования – выделить признаки понятия педагогических условий, уточнить их природу и определить методологическую базу выделения комплекса педагогических условий.

Материалы и методы. Использованы методы теоретические – анализ психолого-педагогической литературы и диссертационных исследований по проблеме выделения педагогических условий, обобщение и систематизация результатов исследований; эмпирические – анализ продуктов исследовательской деятельности педагогов, формулировка заключений о наличии методологических оснований выделения педагогических условий.

Результаты. Проведен анализ и выполнена оценка существующих подходов к определению педагогических условий, уточнена их природа и методологические основания выделения комплекса педагогических условий, выделена закономерность их определения, уточнен деятельностный характер условий.


Обсуждение. Новизна результатов исследования, представленных в статье, заключается в подтверждении правомерности и объективности исследования педагогических условий как предмета, цели и гипотезы научных исследований; доказано, что формулировка каждого условия и комплекса условий должны иметь предметную, целевую и функциональную направленность, деятельностную природу, дифференциацию на необходимые и достаточные условия.

Заключение. Таким образом, исследование педагогических условий эффективности решения проблем образования в отношении того или иного предмета является объективной научной потребностью. Понятие педагогических условий должно рассматриваться на философском, общенаучном и конкретно-научном уровнях методологических оснований. Определение педагогических условиях должно рассматривать их как комплекс предпринимаемых действий для обеспечения эффективности процесса выполнения деятельности субъектов образования, существования, успешного функционирования и развития компонентов образования личности.

Ключевые слова

уровни определения сущности условий, внешние и внутренние факторы решения проблем образования, необходимые и дос- таточные педагогические условия, деятельностная природа педагогичес- ких условий

Основные положения

- рассмотрены представления ученых о понятии «условие»:

- дана оценка диссертационных исследований на правомерность использования понятия «условия» в их теме, предмете и цели;

- обоснована актуальность исследования условий решения проблем образования личности;

- предложен авторский вариант определения понятия «педагогичес- кие условия»;

- определена деятельностная природа педагогических условий и уточнено их место в структуре образовательного процесса;

- для подтверждения выводов приведены примеры комплексов педусловий в решении проблем образования личности.

Цитировать публикацию

Беликов, В. А.  АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ [Текст] / В. А. Беликов, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  6. — С. 23-38. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.73..6..002.

Библиографический список

1. Андреев В. И. Педагогическая эвристика для творческого саморазвития многомерного мышления и мудрости : монография. Казань : Центр инновационных технологий. 2015. – 288 с. URL: http://logos-press.ru/docs/evristika.pdf. (дата обращения: 17.09.18).

2. Андронов О. В., Удовиченко Е. В. Комплекс организационно-педагогических условий формирования профессиональной устойчивости бакалавров : сборник материалов международной научной конференции «Наука и образование: фундаментальные основы, технологии, инновации», посвященной 60-летию Оренбургского государственного университета. 2015. – С. 232-236. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24473520 (дата обращения: 13.10.18).

3. Баженова Н. Г., Одоевцева И. Г. Педагогические условия преемственности в формировании образовательных результатов в системе «ЛИЦЕЙ – ВУЗ» // Наука и школа. 2017. – № 4. – С. 61-69.

4. Личностные аспекты формирования общекультурных компетенций студентов в процессе практико-ориентированного образования / Беликов В. А. [и др.]. // Инновационное развитие профессионального образования. 2018. – Т. 18. – № 2. – С. 96-101. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_35186427_98504159.pdf (дата обращения: 15.10.18).

5. Ипполитова Н., Стерхова Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education. 2012. – №1 – С. 8-14. URL: http://journals.tsu.ru/ou/&journal_page=archive&id=1169&article_id=19563 (дата обращения: 16.10.18).

6. Карабалаева Г. Т., Токбергенова М. А. Педагогические условия применения информационных технологий в процессе преподавания психолого-педагогичес- ких дисциплин // Проблемы педагогики. 2018. – № 1 (33). – С. 8-12. URL: https://elibrary.ru/contents.asp?id=34832883 (дата обращения: 24.10.18).

7 Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Смысл, Академия. 2005. – 352 с. URL: https://www.twirpx.com/file/538922/ (дата обращения: 22.10.18).

8. Пикалова Е. А., Савва Л. И., Гасаненко Е. А. Овладение студентами вуза средствами автодидактики профессионального имиджпроектирования // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. – № 4. – С. 64-69. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_26421519_40541665.pdf (дата обращения: 23.10.18).

9. Штейнмарк О. В. Педагогические условия эффективного использования компьютерных технологий в педагогическом процессе // Знание. Понимание. Умение. 2008. – № 1. – С. 211-215. URL: http://www.zpu-journal.ru/zpu/2008_1/Shteimark.pdf (дата обращения: 22.10.18).

10. Sergeeva M.G., Solovyeva A.V., Petrova L.A., Kunytsina M.L., Andryushchenko I.S., Ippolitova N.V. Verification of management support of the professional and educational trajectory of students in the sociocultural educational environment of the university. Espacios. 2018. Vol. 39. No. 2. 23 p. Available at: https://elibrary.ru/contents.asp?id=34827109 (Accessed: 13.10.18).