Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 8 Психологические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2019.87.95.015
УДК: 159.9+378+316.6
ББК: 88.3+74.489+88.53
Н. И. Айзман ORCID
Кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Новосибирский государственный педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
И. А. Галай ORCID
Доцент кафедры психологии и педагогики, Куйбышевский филиал Новосибирского государственного педагогического университета
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
А. В. Лебедев ORCID
Кандидат биологических наук, доцент кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, Новосибирский государственный педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ДИНАМИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Аннотация

Введение. В последнее время все более актуальными становятся воп-росы психического состояния населения страны. На заседании комитета Госдумы по охране здоровья (14. 05.2018) особое внимание было обраще-но на широкое распространение поведенческих аффективных расстройств,

 

дезадаптации, высокий уровень самоубийств и агрессии в молодежной среде. В связи с этим представляется важным изучение разных сторон психологического здоровья молодежи.

Цель работы — изучить состояние психологического здоровья студентов в зависимости от социально-педагогических условий образовательной среды вуза.

Материалы и методы. Основу исследования составили результаты тестирования студентов 18–22 лет педагогического вуза в г. Новосибирск и его филиала в г. Куйбышев с помощью авторской компьютерной программы. Полученные данные обработаны методами вариационной и разностной статистики.

Результаты. Показано, что уровень социально-психологической адаптации к вузу по большинству показателей, характеризующих психическую сферу личности и нейрофизиологические показатели, у студентов 1 курса Новосибирска существенно выше, чем в Куйбышеве, но к 4 курсу эти различия нивелируются.

Обсуждение. Обсуждаются различия в уровне социально-психологической адаптации и психо-эмоциональном состоянии студенток вуза в за-висимости от курса обучения, социально-экономических, этнонациональных, половых и региональных факторов.

Заключение. Социально-педагогические особенности образовательной среды вуза существенно влияют в динамике обучения на формирование индивидуальных психических качеств студентов, определяющих уровень их психологического здоровья.

Ключевые слова

психическое и психологическое здоровье, социально-психологическая адаптация, психоэмоциональные показатели, нейродинамические показатели, образовательная среда

Основные положения

– психологическое здоровье студенток вуза можно характеризовать как хорошее с учетом возрастных и территориальных (социальных) условий проживания и обучения;

– у студенток первого курса уровень социально-психологической адап-


тации к обучению выше в мегаполисе по сравнению с районным центром и зависит больше от нейродинамических, психоэмоциональных и личностных характеристик, чем у выпускниц вуза.

Цитировать публикацию

Айзман, Н. И.  ДИНАМИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ [Текст] / Н. И. Айзман, И. А. Галай, А. В. Лебедев, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  8. — С. 181-200. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.87.95.015.

Библиографический список

1. Лебедев А. В., Ильиных Е. И., Айзман Н. И. Психофизиологические особеннос-ти девушек со склонностью к алкогольной и табачной зависимостям  // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2015. № 4 (26). С. 50–58. DOI: 10.15293/2226-3365.1504.05

2. Wasserman D. Review of health and risk-behaviours, mental health problems and suicidal behaviours in young Europeans on the basis of the results from the EU-funded Saving and Empowering Young Lives in Europe (SEYLE) study. Psychiatria Polska. 2016. Vol.6. No.50. Р. 1109–1117. DOI: 10.12740/PP/66954

3. Айзман Р. И. Медико-биологические и социальные аспекты здоровья / Физиологические основы здоровья : учебное пособие. М. : ИНФРА-М, 2015. С. 6–39.

4. Проблемы и задачи здоровьесберегающей деятельности в системе образования на современном этапе / Р. И. Айзман [и др.] // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2014. № 1. С. 9–17. DOI: 10.15293/2226-3365.1401.01.

5. Даниленко О. И. Душевное здоровье как динамическая характеристика индивидуальности // Культурно историческая психология. 2011. № 2. С. 52–59.

6. Вербина Г. Г. Акмеологическое здоровье // Акмеология: научно-практический журнал. 2009. № 3 (31). С.41–43.

7. Дубровина И. В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности // Вестник практической психологии образования. 2009. № 3. С. 17-21.

8. Мониторинг здоровья учащихся и педагогов с применением компьютера, и программных средств / Р. И. Айзман [и др.]. // Народное образование. 2010. № 6. С. 147–155.

9. Герьянская Н. О. Психоэмоциональное здоровье педагога в условиях модернизации образования  // Сибирский психологический журнал. 2008. № 29. С. 86–89.

10. Татаркина, Н.И., Копытина, М.Ю. Психическое здоровье студента: социализация и одиночество // Перспективы науки. 2010. № 9. С. 14–18.

11. Куулар Ш. В., Будук-оол, Л. К. С. Психофизиологические особенности студентов с разным типом стратегии поведения в конфликтных ситуациях // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. Т.7. № 5. С. 67–80. DOI: 10.15293/2226-3365.1705.05

12. Адольф В. А., Журавлева О. П. Развитие личностного потенциала студента в процессе профессиональной подготовки // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 2. С.21–26.

13. Психофизиологические и личностные особенности студентов первого курса педагогического вуза / Р. И. Айзман [и др.] // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 6. С.244–251.

14. Даниленко О. В., Корнева И. Н., Тихонова Я. Г. Социально-психические аспекты сохранения здоровья студентов в учебной деятельности // Успехи современной науки. 2016. Т.10. № 12. С. 132–134.

15. Шкурпит М. Н., Казакевич Р. О. Проблемы физического и психологического здоровья студентов и методы их решения // Медицина: актуальные вопросы и тенденции развития. 2016. № 8. С. 9.

 

16. Янгирова З. З., Иванова С. В. Сохранение психического здоровья у студентов высших учебных заведений // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2016. №6. С. 83–90.

17. Влияние социально-психического благополучия на адаптационные показатели студентов / И. С. Зимина [и др.] // Вестник Оренбургского государственного университета. 2016. № 6 (194). С. 3–8.

18. Будук-оол Л. К. С., Ховалыг А. М., Сарыг С. К. Психические особенности студентов-первокурсников, проживающих в условиях климатогеографического и социального напряжения республики Тува // Экология человека. 2016. № 3. С. 37–42.

19. Галай И. А., Айзман Р. И. Гендерные особенности личностного потенциала студентов первого курса педагогического вуза // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. Т.7. № 1. С. 95–105. DOI: 10.15293/2226-3365.1701.07

20. Негашева М. А., Манукян А. С. Комплексный подход к изучению морфофизиологической и психической адаптации юношей и девушек - студентов московских университетов // Вестник Московского университета. 2016. № 2. С. 49–58. (Серия 23: Антропология).

21. Ali A., Ambler G., Strydom A., Rai D., Cooper C., McManus S., Weich S., Meltzer H., Dein S. and Hassiotis A.  The relationship between happiness and intelligent quotient: the contribution of socio-economic and clinical factors. Psychological Medicine. 2013. Vol. 3. No. 6. P. 1303-1312. DOI: 10.1017/S0033291712002139

22. Oyekcin D. G., Sahin E.M., Aldemir E. Correspondence information about the author Ebru Alde. Mental Health, Suicidality and Hopelessness Among University Students in Turkey. Asian Journal of Psychiatry. 2017. Vol. 29. P. 185–189. DOI: 10.1016/j.ajp.2017.06.007

23. Ornek O.K., Esin M.N. Psychological Health Problems Among Adolescent Workers and Associated Factors in Istanbul, Turkey. Safety and Health at Work. 2018. Vol. 9. P. 101-108. DOI: 10.1016/j.shaw.2017.06.004.

24. Burger H.M., Scholz M. Gender as an Underestimated Factor in Mental Health of Medical Students. Annals of Anatomy. Anatomischer Anzeiger. 2018. Vol. 218. P. 1-6. DOI: 10.1016/j.aanat.2018.02.005.

25. Hartrey L., Denieffe S., Wells J. S.G. A Systematic Review of Barriers and Supports to the Participation of Students with Mental Health Difficulties in Higher Education. — Mental Health & Prevention. 2017. Vol. 6. P. 26-43. DOI: 10.1016/j.mhp.2017.03.002.

26. Sukhai M.A. and Mohler C.E. Mental Health and Well-Being for Students with Disabilities in the Sciences. In: Creating a Culture of Accessibility in the Sciences. Academic Press. 2017. P. 93-103.  DOI: 10.1016/B978-0-12-804037-9.00008-5. 

27. Fairburn C.G., Patel V. The Impact of Digital Technology on Psychological Treatments and their Dissemination. Behaviour Research and Therapy. 2017. Vol. 88. P. 19-25. DOI: 10.1016/j.brat.2016.08.012.

28. Галай И. А., Лебедев А. В., Айзман Р. И. Особенности личностного потенциала студентов вуза в мегаполисе и районном центре // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2015. №. 3. С.94–101. DOI: 10.15293/2226-3365.1503.09

29. Программа комплексной оценки здоровья и развития студентов высших и средних учебных заведений. / Лебедев А. В. [и др.]. : свидетельство о государственной регистрации  программы для ЭВМ № 2013611632 от 30 мая 2013 г.

30. Айзман Р. И., Лебедев А. В., Айзман Н. И. Оценка социально-психологичес-кой адаптации и личностного потенциала студентов / Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2013615200 от 30 мая 2013 г.

31. Исаева Н. И. Психические критерии оценки образовательной среды вуза // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 1555.

 

32. Байгужин П. А. Результативность тестирования простой зрительно-моторной реакции у студенток в зависимости от модуляции значимого сигнала // Материалы III Международной научно-практической конференции «Адаптация биологических систем к естественным и экстремальным факторам среды» : сборник статей. Челябинск : Челябинский государственный педагогический университет, 2010. С. 110–113.

33. Анохин П. К. Биология и нейрофизиология умственного рефлекса. М. : Медицина, 1968. – 547 с.

34. Леонова А. Б., Медведев В. И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности : монография. М., 1981. 110 с.

35. Каbаrdov M., Bauer E. Study Results of the Russian and German Schoolchildren's: Psychological Features and Social and Psychological Adaptation Features. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2017. Vol. 237. P. 1105–1111. DOI: 10.1016/j.sbspro.2017.02.163.