Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 3 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2018.03.02
УДК: 371:351.851(571.150)
ББК: 74.044.7(253.37)
Л.А. Веретенникова ORCID
доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления образованием, Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, Российская Федерация.
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Е.В. Шамарина ORCID
кандидат философских наук, доцент кафедры философии и культурологии, Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, Российская Федерация.
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Cтруктурный анализ проблемного пространства профессиональной деятельности молодого педагога (на примере Алтайского края)
Аннотация

Введение. Старение педагогических кадров, увеличение вакансий в школах региона, потребность в высококвалифицированном учителе, соответствующем требованиям профессионального стандарта «Педагог» актуализируют для педагогического университета задачи по подготовке и сопровождению молодого специалиста, способного успешно адаптироваться и закрепляться в образовательных организациях края.

Цель данной работы: анализ проблемного пространства профессиональной деятельности молодого педагога для создания комплексных условий (организационных и научно-методических) их профессионального развития и закрепления в системе образования Алтайского края.

Материалы и методы. Анкетирование, интерактивные формы работы, технологии: мобильные модераторские площадки, длительная педагогическая практика, способствуют фиксации профессиональных дилемм молодых педагогов, их системному исследованию, организации мероприятий и технологий по их минимизации, развитию «Я-стратегии», выстраиванию индивидуальной траектории профессионального роста учителя.

Результаты. Технология мобильной модераторской площадки была реализована на базах 7 образовательных организаций Алтайского края, находящихся в транспортной доступности. Данная технология позволяет рассматривать проблемное поле профессиональной деятельности молодого педагога в фокусе точек зрения работодателей, вуза и самого молодого специалиста. Технология оперативного реагирования является эффективным методом решения кадрового вопроса в образовательных организациях края, направлена на совершенствование системы подготовки будущего специалиста. Количество студентов, участвующих в длительной педагогической практике, увеличилось с 26 человек (2015 г.) до 51 человека (2017 г.).

Обсуждение. Системный анализ выявленных профессиональных затруднений начинающих специалистов создает условия для эффективного проектирования системы постдипломного сопровождения профессионального развития молодых педагогов в Алтайском крае.

Заключение. Выявленные профессиональные затруднения определили направления работы интерактивных площадок Форума «Молодой учитель. Формула успеха».

Ключевые слова

молодой педагог, профессиональные затруднения, постдипломное сопровождение, трудоустройство, профориентация, модераторская площадка, образовательная среда, траектория профессионального развития, Форум «Молодой учитель. Формула успеха»

Основные положения
  • выявлены ключевые профессиональные затруднения молодых педагогов;
  • проведено исследование проблемного пространства профессиональной деятельности молодого педагога, позволившее определить тематику и содержание работы модераторских площадок Форума «Молодой учитель. Формула успеха» (2016 г.);
  • созданы комплексные условия (организационных и научно-методических) профессиональ­ного развития и закрепления молодых педагогов в системе образования Алтайского края.
Цитировать публикацию

Веретенникова, Л.А.  Cтруктурный анализ проблемного пространства профессиональной деятельности молодого педагога (на примере Алтайского края) [Текст] / Л.А. Веретенникова, Е.В. Шамарина, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  3. — С. 15-29. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.03.02.

Библиографический список
  1. Коломиец, Д.Л. Формирование готовности студентов к педагогической деятельности на основе анализа профессиональных затруднений [Текст] / Д.Л. Коломиец, Н.А. Бирюкова // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2016. – Т. 8. – № 2(32). – С. 57–63.
  2. Алексеева, И.С. Организационно-педагогическое обеспечение профессионального становления молодых специалистов в условиях сетевого взаимодействия сельских школ [Текст] / И.С. Алексеева // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2013. – № 1 (17). – С. 65–67.
  3. Данимова, А.И. Некоторые проблемы адаптации молодых учителей в процессе их практической деятельности [Текст] / А.И. Данимова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2017. – Т. 6. – № 3 (20). – С. 76–78.
  4. Долгих, Н.Н. Организационно-педагогические условия адаптации молодых специалистов к профессиональной деятельности (на примере художественной школы) [Текст] / Н.Н. Долгих // Pedagogy & Psychology. The ory and practice. – 2016. – № 1 (3). – С. 26–29.
  5. Скударева, Г.Н. Молодой учитель начальной школы: проблемы, кризисы, противоречия [Текст] / Г.Н. Скударева // Начальная школа. – 2014. – № 1. – С. 13–19.
  6. Chitiga M. (2017) They come in different shapes: a critical analysis of teacher types. Journal of Educational Research. Vol. 2 (12), 31–49. Available from: https://ijrdo.org/index.php/er/article/view/1724 (Accessed 8th May 2018).
  7. 7. Утешева, Т.П. Проблемы профессионального становления молодых специалистов [Текст] / Т.П. Утешева // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2015. – № 4 (5). – С. 454–455.
  8. Черникова, Е.Г. Адаптация и профессиональное развитие молодых педагогов общеобразовательных организаций (по материалам общероссийского социологического исследования) [Текст] / Е.Г. Черникова, Т.Г. Пташко, А.В. Руденко // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2017. – № 7. – С. 114–122.
  9. Шайденко, Н.А. Адаптационный потенциал будущего учителя и его проявления на этапе вхождения в профессию [Текст]: монография / Н.А. Шайденко, В.Г. Подзолков, С.Н. Кипурова, А.Н. Сергеев, А.В. Сергеева. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2013. – 232 с.
  10. 10. Gallant A., Riley P. (2014) Early career teacher attrition: new thoughts on an intractable problem, Teacher Development. 18. 4, 562–580. DOI:10.1080/13664530.2014.945129.
  11. Hong, J.Y. (2010) Pre-service and Beginning Teachers Professional Identity and its Relation to Dropping out of the Profession. TeachingandTeacherEducation. 26. 8, 1530–1543. DOI:10.1016/j.tate.2010.06.003.
  12. Блинова, М.Л. Обеспечение преемственности в развитии профессиональной компетентности студентов и начинающих специалистов [Текст]: монография / М.Л. Блинова. – Йошкар-Ола: МОСИ – ООО «СТРИНГ», 2012. –181 с.
  13. Коломиец, Д.Л. Педагогическое сопровождение начинающего учителя начальных классов в условиях реализации образовательных стандартов [Текст] / Д.Л. Коломиец, Е.В. Мальцева // Перспективы науки. – 2015. – № 2 (65). – С. 40–44.
  14. Поздеева, С.И. Организация наставничества как сопровождение профессионального развития молодого педагога в школе [Текст] / С.И. Поздеева // Сельский учитель. – 2017. – № 2 (111). – С. 34–38.
  15. Huisman S., Singer N. R., Catapano S. (2010) Resiliency to success: Supporting novice urban teachers. Teacher Development. 14. 4, 483–499. Available from:  https://www.erudit.org/en/journals/mje/2016-v51-n2-mje02894/1038604ar/ (Accessed: 8th May 2018).
  16. Paniagua А. What does innovation in pedagogy look like? Paris, OECD Education. Teaching in Focus#21, OECD Publ. DOI: 10.1787/cca19081-en.
  17. Peterson A. et al., Understanding Innovative Pedagogies: Key Themes to Analyse New Approaches to Teaching and Learning. Paris, OECD Education Working Papers. 172, OECD Publ. DOI: 10.1787/9f843a6e-en.
  18. Байгулова, Н.В. Педагогические условия профессиональной подготовки учителя для сельских малокомплектных образовательных учреждений [Текст] / Н.В. Байгулова, Е.Е. Сартакова // Вестник Томского гос. пед. ун-та. – 2009. – № 1(79). – С. 32–36.
  19. Михайличенко, А.Ю. Профессиональная подготовка учителей малокомплектных школ (из опыта работы Томского государственного университета) [Текст] / А.Ю. Михайличенко // Вестник Томского гос. пед. ун-та. – 2009. – № 12(90). – С. 19–21.
  20. Веретенникова, Л.А. Развитие парадигмы педагогического образования в обществе новой формации [Текст] / Л.А. Веретенникова, Е.В. Шамарина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2017. – № 6. – С. 39–45.