Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 3 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2018.03.13
УДК: 378.937:42 (07)
ББК: 74.480.26:74.268.13
О.Ю. Павлова ORCID
доцент, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой иностранных языков, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Е.В. Калугина ORCID
доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Р.И. Кусарбаев ORCID
доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
А.Ф. Матушак ORCID
доцент, доктор педагогических наук, профессор кафедры иностранных языков, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Подготовка будущих учителей английского языка к ведению внеурочной работы по предмету
Аннотация

Введение. В статье рассмотрен процесс подготовки к внеурочной деятельности будущих учителей английского языка. Обоснована актуальность проблемы. Поставлена цель показать процесс планирования, организации и реализации подготовки будущих учителей английского языка к ведению внеурочной работы в школе на примере опыта кафедры иностранных языков педагогического вуза.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ педагогической литературы по проблеме внеурочной работы по предмету и подготовки к ней будущих учителей. Эмпирическими методами являются педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, метод экспертных оценок, беседа, анкетирование.

Результаты. В работе приводится определение внеурочной деятельности, перечисляются задачи организации внеурочной работы в школе, соответствующие результатам освоения основных образовательных программ. Рассматривается понятие профессиональной готовности к ведению внеурочной работы по предмету. Показана разработка модели подготовки будущих учителей к внеурочной работе в школе. Приводятся примеры мероприятий в работе кафедры иностранных языков педагогического вуза для подготовки будущих учителей к внеурочной работе. В исследовании анализируются результаты опроса студентов педагогического вуза об их готовности к внеурочной работе. Даются рекомендации по подготовке будущих учителей английского языка к ведению внеурочной работы.

Обсуждение. Подчеркивается, что из трех компонентов в составе готовности студентов к ведению внеурочной работы сложнее всего формируется компонент профессионально-важных личностных качеств, в то время как компоненты знаний и умений формируются достаточно быстро.

Заключение. Делается вывод о результативности предложенной модели и эффективности работы кафедры по подготовке будущих учителей к ведению внеурочной работы по предмету.

Ключевые слова

внеурочная работа по предмету, подготовка учителей английского языка, профессиональная подготовка

Основные положения
  • определены компоненты готовностибудущих учителей английского языка к ведению внеурочной работы по предмету;
  • разработана модельподготовкибудущих учителей к ведению внеурочной работы по предмету;
  • представлена совокупность мероприятий, направленных на подготовкубудущих учителей к ведению внеурочной работы по предмету.
Цитировать публикацию

Павлова, О.Ю.  Подготовка будущих учителей английского языка к ведению внеурочной работы по предмету [Текст] / О.Ю. Павлова, Е.В. Калугина, Р.И. Кусарбаев, А.Ф. Матушак, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  3. — С. 124-133. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.03.13.

Библиографический список

1. Жданова, Н.М. Формирование профессиональных компетенций у будущих учителей начальных классов в процессе их подготовки к осуществлению внеурочной деятельности младших школьников [Текст] / Н.М. Жданова, Л.А. Милованова, И.Н. Разливинских // Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики. – Уфа: Аэтерна, 2016. – С. 39–66.

2. Иванова, И.В. Осваиваем ФГОС. Программы внеурочной деятельности для основного общего образования [Текст] / И.В. Иванова, Н.Б. Скандарова, В.В. Алексанов. – Калуга: Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, 2016. – 152 с.

3. Ларионова, Т.П. Организация внеурочной деятельности в системе профессионального образования [Текст] / Т.П. Ларионова // Актуальные вопросы модернизации российского образования: мат-лы XX Междунар. науч.-практ. конф. Центр научной мысли. – М.: Спутник+, 2014. – С. 80–85.

4. Смолина, А.Ю. Организация внеурочной деятельности по английскому языку в начальной школе [Текст] / А.Ю. Смолина // Теория и методика обучения иностранным языкам и смежным лингвокультурологическим дисциплинам: сб. мат-лов Всерос. науч.-практ. конф. – Димитровград: Димитровградск. инженерно-технол. ин-т – филиал Нац. исслед. ядерн. ун-та «МИФИ», 2017. – С. 57–60.

5. Хохлова, Л.Р. Внеурочная работа: КВН: английский язык, II–IV классы [Текст] / Л.Р. Хохлова // Начальная школа. – 2015. – № 1. – С. 60–61.

6. Внеурочная деятельность в школе: лучшие программы региональных инновационных площадок (опыт работы) [Текст] / общ. редакция Е.Г. Мазуровой; сост. Е.Г. Мазурова, Б.Ф. Мазуров. – Ханты-Мансийск: Центр информатизации АУ «Институт развития образования, 2015. – 250 с.

7. Луканова, Н.Ю. Отношение понятий «внешкольная работа», «внеклассная работа» и «внеурочная работа» [Текст] / Н.Ю. Луканова // Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения образования в условиях реализации ФГОС нового поколения: сб. мат-лов Всерос. науч.-практ. конф. – М.: Прометей, 2014. – С. 18.

8. Алипулатова, Н.С. Роль внеурочной работы по иностранному языку в диалоге культур [Текст] / Н.С. Алипулатова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. – 2013. – № 1(22). – С. 104–106.

9. Челпанова, Е.В. Актуальные вопросы реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения по иностранному языку [Текст]: методические рекомендации / Е.В. Челпанова, А.В. Зырянова, Е.В. Калугина. – Челябинск: Цицеро, 2013. – 218 с.

10. Абрамова, И.В. Внеурочная научно-исследовательская работа студентов как средство формирования профессиональной компетентности будущих учителей [Текст] / И.В. Абрамова // Омский научный вестник. – 2007. – № 5(59). – С. 194–197.

11. Харченко, Я.С. Внеурочная работа со студентами по информатике и ИКТ [Текст] / Я.С. Харченко // Интернет-технологии в образовании: сб. мат-лов Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева, 2016. – С. 137–140.

12. Прошкин, Е.Н. Организация выездных занятий и внеурочная работа со студентами [Текст] / Е.Н. Прошкин, А.А. Глущенко, Н.С. Киреева, О.М. Каняева, Д.М. Марьин, А.Е. Прошкина // Инновационные технологии в высшем образовании: сб. мат-лов Нац. науч.-практ. конф. ППС. – Ульяновск: Ульян. гос. агр. ун-т им. П.А. Столыпина, 2018. – С. 228–231.

13. Горохова, Г.В. Культивируя толерантность: воспитательный потенциал предмета «Иностранный язык» в урочной и внеурочной работе [Текст] / Г.В. Горохова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2008. – Т. 14. – № 4. – С. 367–370.

14. Плехова, Р.И. Внеурочная работа по немецкому языку [Текст] / Р.И. Плехова // Иностранные языки в школе. – 2010. – № 5. – С. 45–49.

15. Tyunnikov Yu. (2016) Interrelation of Evaluation and Self-Evaluation in The Diagnostic Procedures to Assess Teachers’ Readiness Innovation. European Journal of Contemporary Education. 16 (2), 248–256. DOI: 10.13187/ejced.2016.16.248.

16. Matuszak A., Polenta S., Belousova N., Maltsev V., Uvarina N. (2018) How Teachers-to-Be Acquire Skills To Transfer Civic Values to Primary School Contexts. Espacios. 39 (21), 17.

17. Xiao J. (2012) Tutors’ influence on distance language students’ learning motivation: voices from learners and tutors. Distance education. 33 (3), 365–380. DOI: 10.1080/01587919.2012.723167.

18. Hursen C., Fasli F.G. (2017) Investigating the Efficiency of Scenario Based Learning and Reflective Learning Approaches in Teacher Education. European Journal of Contemporary Education. 6 (2), 264–279. DOI: 10.13187/ejced.2017.2.264.

19. Aczel, P. (2017) Virtual Reality in Education – Has Education Progressed Thanks to VR? InformacjosTarsadalom. 17 (4), 7.

20. Ильин, С.С. Психологическая готовность к управленческим профессиям и ее диагностика [Текст] / С.С. Ильин // Прикладная психология. – 1999. – № 4. – С. 1–11.