Вестник
Челябинского государственного педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 1997–9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0.217

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 3 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2018.03.07
УДК: 378.937
ББК: 74.480.26
Е.В. Калугина ORCID
доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Р.И. Кусарбаев ORCID
доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
А.Ф. Матушак ORCID
доцент, доктор педагогических наук, профессор кафедры иностранных языков, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
О.Ю. Павлова ORCID
доцент, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой иностранных языков, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Тьюторство как инструмент формирования профессиональной компетенции будущих учителей иностранного языка
Аннотация

Введение. В статье обоснована актуальность внедрения нового инструмента в образовательный процесс для формирования профессиональной компетентности у будущих учителей иностранного языка, представлен обзор основных взглядов современных исследователей и педагогов на феномен «тьюторства». Цель настоящей статьи – представить результаты исследования по формированию профессиональной компетенции у будущих учителей иностранного языка посредством внедрения инструмента тьюторства в образовательный процесс.

Материалы и методы.Основными методами являются анализ научной литературы, обобщение и систематизация педагогического опыта по проблеме, а также проектирование и описание модели тьюторского действия, отражающей специфику включения инструмента тьюторства в профессиональную подготовку будущего учителя иностранного языка.

Результаты. Раскрыта сущность и содержание профессиональной компетенции будущего учителя иностранного языка, представлен функциональный и ролевой взгляд на профессиональную деятельность будущего учителя с позиции тьютора, определен механизм включения инструмента тьюторства в образовательный процесс, спроектирована модель тьюторского действия, научно обоснованы технологии и методы тьюторского сопровождения процесса обучения иностранному языку, выявлены возможности включения инструмента тьюторства в процесс формирования профессиональной компетентности будущего учителя иностранных языков.

Обсуждение. Подчеркивается, что тьюторское действие является важнейшим эмерджентным компонентом целостного процесса профессиональной подготовки будущего учителя, в которой: главная цель – социально-педагогическое содействие в обеспечении качества профессиональной подготовки будущего учителя иностранного языка для образовательной организации; главная задача – формирование профессиональной компетенции и социально значимых качеств в рамках основных требований федеральных государственных стандартов подготовки в высшей школе.

Заключение. Включение инструмента тьюторства в образовательный процесс, способствует эффективному развитию профессиональной компетентности будущего учителя иностранных языков и приводит к повышению качества образования.

Ключевые слова

профессиональная компетенция будущего учителя, феномен тьюторства, функции и роли тьютора, модель тьюторского действия, инструмент тьюторства, технологии и методы тьюторского сопровождения процесса обучения иностранному языку

Основные положения
  • проанализированы возможности использования инструмента тьюторства для формирования профессиональной компетенции будущего учителя иностранных языков;
  • разработана и описана модель тьюторского действия, отражающая специфику включения инструмента тьюторства в образовательный процесс будущего учителя иностранных языков;
  • выявлены возможности включения инструмента тьюторства в процесс формирования профессиональной компетентности будущего учителя иностранных языков.
Цитировать публикацию

Калугина, Е.В.  Тьюторство как инструмент формирования профессиональной компетенции будущих учителей иностранного языка [Текст] / Е.В. Калугина, Р.И. Кусарбаев, А.Ф. Матушак, О.Ю. Павлова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  3. — С. 62-70. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.03.07.

Библиографический список

1. Ковалева, Т.М. Переход к тьюторской модели современного университета: предпосылки, прецеденты, задачи управления [Текст] / Т.М. Ковалева, Е.А. Суханова, Н.С. Гулиус // Университетское управление: практика и анализ. – 2017. – № 6 (112). – С. 101–113.

2. Кусарбаев, Р.И. Компетентностный подход как ключевой компонент системы качества профессиональной подготовки студентов при обучении иностранным языкам в высших учебных заведениях [Текст] / Р.И. Кусарбаев // Система менеджмента качества в вузе: здоровье, образованность, конкурентоспособность. – 2015. – С. 161–165.

3. Калугина, Е.В. Реализация педагогической технологии формирования готовности будущих педагогов к тьюторской деятельности [Текст] / Е.В. Калугина, Е.А. Столбова, В.С. Цилицкий // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2017. – № 10. – С. 30–35.

4. Матушак, А.Ф. Взаимодействие преподавателей и студентов в образовательном процессе вуза [Текст] / А.Ф. Матушак // Социально-экономическое развитие регионов России: реалии совре­менности, тенденции, перспективы: материалы I Международной научно-практической конференции. – Калининдград: Западный филиал РАНХиГС, 2016. – С. 216–218.

5. Wood W.B., Tanner K.D. (2012) The role of the lecturer as tutor: doing what effective tutors do in a large lecture class. USA, CBE-Life Sciences Education Publ. DOI: 10.1187/cbe.11-12-0110

6. Rashid A., Doger A., Gould G. (2008) National survey of college tutors in the UK regarding training in medical education. British journal of anesthesia.United Kingdom, OxfordUniversity Press Publ.

7. Kozar O. (2013) The face private tutoring in Russia: evidence from online marketing by private tutors. Research in comparative and international education. United Kingdom. DOI: 10.2304/rcie.2013.8.1.74.

8. Roscoe Rod D., Chi Michelene T.H. (2007) Understanding tutor learning: knowledge-building and knowledge-telling in peer tutors’ explanation and questions. Review of educational researc. United Kingdom, Sage Publications Publ. DOI: 10.3102/0034654307309920

9. Dolmans D.H., Gijselaers W.H., Moust J.H., de Grave W.S., Wolfhagen I.H., van der Vleuten C.P. (2002) Trends in research on the tutor in problem-based learning: conclusions and implications for educational practice and research. USA, Med Teach Publ. DOI: 10.1080/01421590220125277.

10. Xiao J. (2012) Tutors’ influence on distance language students’ learning motivation: voices from learners and tutors. Distance education. United Kingdom, Carfax Publishing Ltd Publ. DOI: 10.1080/01587919.2012.723167

11. Ковалева, Т.М. Тьюторская деятельность как антропопрактика: между индивидуальной образовательной траекторией и индивидуальной образовательной программой [Текст] / Т.М. Ковалева, Т.В. Якубовская// Человек.RU. – 2017. – № 12. – С. 85–94.

12. Ковалева, Т.М. Тьюторство как ресурс для системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова [Текст] / Т.М. Ковалева, М.Ю. Чередилина. – М:. Авторский клуб, – 2017. – 56 с.

13. Щенников, С.А. Инновационные процессы в образовании. Тьюторство [Текст]: учеб. пособие / С.А. Щенников, А.Г. Теслинов, А.Г. Чернявская. – М.: Юрайт, 2017. – 403 с.

14. Guslyakova N.I, Guslyakova A.V. (2017) The role of pedagogical reflection in the process of university students’ professional training: 10th annual International Conference of Education, Research and Innovation. The International Academy of Technology, Education and Development (IATED). Spain, pp. 8716–8722. DOI:  10.21125/iceri.2017.2388

15. Fedotova M.G., Afanasyeva O.U., Smirnova M.V. (2017) The significance of global competence and its influence on teacher training process: 4th SGEM International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts. Science and Society: Conference Proceedings. Bulgaria. Vol. 2. Psychology. Book 3, pp. 609–616. DOI: 10.5593/sgemsocial2017/35/S13.080

16. Калугина, Е.В. Практика тьюторства Челябинского государственного педагогического университета [Текст] / Е.В. Калугина // Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты. – 2014. – №1(14). – С. 33–37.

17. Афанасьева, О.Ю. Целеполагание как фактор повышения эффективности планирования урока иностранного языка [Текст] / О.Ю. Афанасьева, М.Г. Федотова, Е.В. Калугина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2017. – №9. – С. 14–18.

18. Калугина, Е.В. Моделирование процесса формирования тьюторской компетенции у будущих педагогов [Текст] / Е.В. Калугина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2016. – №7. – С. 44–49.

19. Matuszak A.F. (2016) Teacher-student culture of trust in educational process: prognostic aspect. Trust and conflict in intercultural processer. Edizioni universita di macerata.

20. Гладкая, Е.С. Технологии тьюторского сопровождения [Текст]: учеб. пособие / Е.С. Гладкая, З.И. Тюмасева. – Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2017. – 93 с.